«Очи черные» на кларнете с контрабасом

В приморской столице цыганский джаз искупали в овациях

25 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4043 (179) от 25 нояб. 2016
f4d045e084b3571d08c3d37696bf04d3.jpg

Впервые во Владивостоке прозвучала музыка французских цыган – джаз-мануш. На сцене Приморской краевой филармонии в рамках XIII Международного джазового фестиваля выступили музыканты из Jazz Acoustic Project. 

Как рассказал корреспонденту «В» Александр Дьяченко, руководитель ансамбля, к выступлению они готовились четыре месяца.

– Я специально приехал из Санкт-Петербурга, чтобы воплотить в жизнь наш акустический проект. Начиная c 2013 года регулярно наведывался во Владивосток, здесь у меня теперь много друзей и коллег, – поделился Дьяченко. – И в этом году появилась идея – познакомить слушателей в Приморье с цыганским джазом. Так и возник музыкальный союз трех городов: Питера, Уссурийска и Владивостока.

Цыганский, или, как говорят во Франции, джаз-мануш, появился из самобытных композиций, звучащих в таборах и привлекших внимание музыкантов – современников Мориса Равеля.

– Это самобытная, аутентичная музыка, цыгане вообще сумасшедшие музыканты, причем исполняют они свои композиции, как и John Green, не зная нот. Нам до них еще расти и расти, – считает Александр Дьяченко. – Однако джаз-мануш тем и хорош, что его можно исполнять на разных уровнях: русские играют по-своему, а у французских цыган музыка звучит иначе. И то, что у нас получилось на фестивале, все равно цыганский джаз, ведь мы исполнили аутентичный материал.

Руководитель ансамбля Jazz Acoustic Project очень надеялся, что в зале будут коллеги из Франции, которым было бы приятно услышать знакомые композиции.

– На XIII Международном джазовом фестивале мне повезло попасть на выступление группы Papanosh (историю этой группы читайте в одном из следующих номеров «В». – Прим. ред.). Французы исполняли джаз, внутри которого была заложена мощная энергетика. Ведь джаз – это импровизация, позволяющая раскрыть музыканту весь свой потенциал. Парни из Papanosh молодые, со своим взглядом на жизнь и музыку, притом что все они получили консерваторское образование. Но их мир именно такой – мир джаза. При этом музыка авторская и очень оригинальная. 40 лет назад такого в джазе не было, и я боюсь представить, что будет еще через 40 лет, – признался Дьяченко.

На концерте ансамбль под управлением Александра Дьяченко исполнил много интересных и самобытных композиций – от зажигательного «Свингующего цыгана» до лирической Moon river («Лунная река»). А под занавес слушателей ожидал сюрприз – мануш-композиция популярного романса «Очи черные».

– Эта инструментальная композиция была написана во Франции в начале ХХ века. В оригинале она называлась Les yeux noirs («Черные глаза»). Это уже русские цыгане потом слова написали. Но мы ее сыграем для вас именно в оригинале, – порадовал слушателей Дьяченко.

Хотелось бы отметить, что Jazz Acoustic Project был горячо принят приморскими слушателями, музыкантов искупали в овациях и вызывали на бис. На поклон они вышли в полном составе: контрабасист Сергей Кабанов, гитарист (и вокал) Антон Мамонтов, кларнетист Павел Авдющенко, скрипачка Алина Кошенко, ударник Иван Васильев и солистка Анна Степанова. Руководитель ансамбля Александр Дьяченко весь концерт не расставался с соло-гитарой, задавая тон каждой композиции.

   

Автор: Вадим КОЧУГОВ