Куртизанка – твердый орешек

Спектакль о том, что и дамы полусвета любить умеют, готовит к премьере театр имени Горького

16 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4037 (173) от 16 нояб. 2016

Этот роман Александра Дюма будоражил умы композиторов, режиссеров, хореографов. Сколько раз по нему снимались фильмы, сколько раз его пытались поставить на сцене театра – не сосчитать. А ведь есть еще балет. Есть божественная «Травиата», да-да, в основе этой дивной оперы все та же прекрасная и трагичная история о том, как в атмосфере роскоши и разврата может родиться искренняя, чистая любовь, любовь-самопожертвование, любовь-вспышка…

Свою версию знаменитой «Дамы с камелиями» 18 и 19 ноября представит на суд зрителей Приморский академический театр имени Горького.

Без Дюма не обойтись

В основе спектакля, над которым работает режиссер Андрей Лапиков, известная инсценировка романа, написанная Натальей Скороход. Но, по словам режиссера, он обращался и к первоисточнику, чтобы точнее передать на сцене атмосферу роскошной, развратной и в то же время пустой и бессмысленной жизни аристократии Парижа середины XIX века – этого странного и особенного времени «перелома веков»… Еще полвека – и мир преобразится, появятся автомобили, первые телефоны, летательные аппараты, миром начнут править не только графы и герцоги, но и заводчики-фабриканты, банкиры… А пока что в Париже бушуют балы и потомки аристократических семей ищут себе любовниц среди дам полусвета…

– Конечно, это спектакль о любви, – говорит Андрей Лапиков. – А еще – о жертвенности, о том, как сквозь травлю и ложь женщине с чистым сердцем приходится нести свою ношу. Тут столько эмоций, столько сильных чувств…

– Вы говорили, что, опираясь на инсценировку Натальи Скороход, тем не менее обращались и к роману Дюма-сына?

– Понимаете… «Дама с камелиями» – твердый орешек, не так просто его поставить. Да, Дюма написал пьесу по своему произведению, но она не имеет достойной театральной судьбы. Многие режиссеры брались за постановку по собственным инсценировкам, и это всегда было очень, очень сложно. Почему?

По большому счету, «Дама с камелиями» – если убрать весь антураж, все описания жизни высшего света Парижа – очень небольшая, емкая и трагичная история. По сути дела, весь конфликт начинается фактически во второй трети романа. И вот представьте, как средствами театра передать две первые трети – всю роскошь, гедонизм, который стал стилем жизни французской аристократии, как показать блеск театрального Парижа тех лет? В кино это просто…

– И тем не менее вы решились. Как собирались расколоть твердый орешек?

– Во-первых, я не хотел в принципе осовременивать роман, никаких, знаете ли, примет XXI века в нем и быть не может. Зачем? История любви способна тронуть человеческое сердце вне зависимости от того, живут ее герои сегодня или полтора века назад. А сама атмосфера, которую создают на сцене декорации Владимира Колтунова, костюмы в стилистике того же времени – роскошные, яркие – все это помогает раскрыть сильнее характер главной героини, усиливает общее впечатление. Я не старался соревноваться ни со знаменитой «Травиатой», ни с каким бы то ни было фильмом, которые созданы по роману, мы здесь создаем свою «Даму с камелиями» – органичную, полную уважения к истории, придуманной Дюма.

Во-вторых, мы вместе с актерами стараемся построить спектакль так, чтобы зритель не просто сочувствовал Маргарите Готье, а чтобы он ею гордился, восторгался и сострадал! Да, вот такой сложный набор эмоций должен царить в зале…

Даме с камелиями надо держать лицо

В спектакле заняты как молодые артисты – Александра Аубекерова, Ярослав Янковский (это его первая работа на сцене театра имени Горького), Константин Суворин, Леонид Смагин, Мария Федюченко, так и любимцы зрителей – Евгений Вейгель, Елена Санина, Жанна Стрелкова. Андрей Лапиков давно работает с труппой театра, его работы – «Варшавская мелодия», «Женитьба Figaro», «Как бы нам пришить старушку» и другие – любимы зрителями, не первый год держатся в репертуаре театра…

– Это очень хорошо, – говорит Андрей Викторович, – что в театре, как мне кажется, идет неспешный планомерный процесс смены поколений, нужны новые любимцы публики, новые звезды, это естественно и логично. Ефим Звеняцкий тактично и грамотно руководит этим процессом, давая молодежи возможность проявить себя, показать талант, запомниться зрителям. Право же, Александре Аубекеровой, на мой взгляд, повезло – получить роль Маргариты Готье всего через два года после окончания института… Здесь есть что играть! К женщине, которая, уже будучи больной, нашла свою любовь, свое счастье, приходит отец ее избранника и умоляет: оставьте его, вы сломаете ему жизнь, докажите свою любовь – уйдите… Вы только подумайте! Сколько здесь работы для актрисы… Женщина, презираемая, растоптанная всеми, должна держать лицо и хранить тайну, потому что этого от нее требует любовь.

Сама Александра Аубекерова не скрывает: роль «дамы с камелиями» – это очень серьезно и ответственно.

– Маргариту надо понять, а это не так просто, – говорит актриса. – Куртизанки – особые женщины. Как говорит моя героиня, «мне запрещено иметь душу под страхом потери кредита». внешне их жизнь как брызги шампанского, а вот что за закрытыми дверями, как показать тот сложный мир, что внутри моей противоречивой героини? Да, тут есть над чем работать, но именно это и радует, и подстегивает.

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ