«Честный детектив» скрывается от правосудия

Журналиста, который проходит по делу в качестве потерпевшего, доставят в суд принудительно

2 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4030 (166) от 2 нояб. 2016
3b0a5f40c52131cd8b5faa61cae8bc3c.jpg

Судебные слушания по делу якобы избитого московского журналиста канала ВГТРК Павла Брыкина продолжаются во Фрунзенском районном суде Владивостока. Как утверждает ведущий программы «Честный детектив», он пострадал от кулаков сотрудников охраны Владивостокского бутощебеночного завода, которым руководит Андрей Пушкарев, родной брата главы Владивостока, находящегося под арестом. В качестве доказательства нападения пострадавший предъявил гематому на колене.

Очередное заседание суда по данному уголовному делу состоялось 26 октября. Оно стало рекордным по кратковременности, так как длилось… 9 минут.

Пострадавшему правда не нужна?

В этот день в Москве планировался допрос потерпевшего Павла Брыкина с помощью видео-конференц-связи, поскольку без его участия дальнейшее разбирательство не имеет смысла.

Видеосвязь с Москвой была налажена, но на заседание Савеловского районного суда, назначенное на 9 часов утра (по Москве), Брыкин не явился. О причинах своей неявки он суд не известил, ходатайство об отложении судебного производства не подавал. В то же время, по словам представителя прокуратуры, «честный детектив» дважды получал извещения о дате предстоящего судебного заседания. Тому подтверждение – телефонограммы, отправленные по месту работы потерпевшего, которое он указал. Но Брыкин приглашения игнорировал.

Пренебрежительное отношение журналиста к судебному процессу, естественно, возмутило его участников, в связи с чем сторона обвинения попросила «подвергнуть потерпевшего принудительному приводу в суд». Сторона защиты обвиняемых поддержала ходатайство прокурора. Учитывая сложившиеся обстоятельства, суд назначил следующее заседание на 7 ноября, но уже с непременным присутствием Павла Брыкина. И не исключено, что его действительно приведут в зал суда под конвоем.

Как рассказала «В» Майя Топольскова, адвокат обвиняемых, подобное поведение потерпевшего свидетельствует о явном неуважении к суду и участникам уголовного судопроизводства. А также о злоупотреблении правами потерпевшего.

А был ли мальчик…

Напомним, что судебные разбирательства по данному уголовному делу начались после заявления Павла Брыкина о том, что его якобы избили, когда он попытался снять на видеокамеру Андрея Пушкарева и взять у него интервью. Инцидент произошел 7 июня 2016 года в двух шагах от здания Управления ФСБ России по Приморскому краю, куда брата мэра Владивостока вызвали на допрос. Как утверждает столичный репортер, он еще не успел включить камеру, как на него набросились двое незнакомых мужчин.

– Они попытались повалить меня на землю, я потерял равновесие, они пытались выхватить у меня камеру, говорили, что ничего не нужно снимать, что они со мной обязательно разберутся, – заявил Брыкин на предварительном следствии.

Между тем у адвоката Аркадия Орлова, представляющего интересы Андрея Пушкарева, иное видение начала конфликта.

– 7 июня около 11 часов мы подъехали к зданию Управления ФСБ по Приморскому краю, вышли из машины и прошли в холл. И здесь выяснилось, что Андрей Сергеевич забыл свой телефон в машине. Он пошел за телефоном, предупредив меня об этом. Я остался в холле, – рассказал Аркадий Орлов на следствии. – Примерно через 4-5 минут Андрей Сергеевич вернулся взволнованный и расстроенный. Я бы даже сказал, испуганный. Он сказал, что какой-то мужчина преследовал его до самого входа и задавал ему непонятные вопросы. То есть вел себя неадекватно. Я попросил Андрея Сергеевича показать этого мужчину. Он подвел меня к окну и указал на человека, который прохаживался во внутреннем дворике УФСБ. Он явно нервничал, делал резкие, порывистые движения, ходил туда-сюда.

Позже адвокат узнал, что «неадекватным» мужчиной был Павел Брыкин, журналист канала «Россия-1». По словам Аркадия Орлова, на «честном детективе» не было никаких опознавательных знаков прессы, например, бейджа или футболки с логотипом СМИ, а в руках – микрофона или видеокамеры. Брыкин 1,5 часа ждал на улице окончания визита Андрея Пушкарева к следователю.

– Когда мы садились в машину, я краем глаза увидел, как двое мужчин удерживают данного гражданина, не пропуская его к нашей машине. При этом никакого насилия к нему не применялось. Кроме того, я видел этих мужчин не настолько долго, буквально пару секунд, чтобы провести опознание со стопроцентным результатом, – рассказал Аркадий Орлов.

Со скоростью звука

В этот же день, как уже писал «В», Павел Брыкин написал заявление в полицию об избиении его во время съемок репортажа о деятельности арестованного мэра Владивостока Игоря Пушкарева. Уголовное дело по данному факту, якобы имевшему место у здания приморского УФСБ, было возбуждено буквально через несколько часов после конфликта. И эта подозрительная «скороспелость», согласитесь, вызывает определенные мысли.

Сенсационную новость об «избиении» во Владивостоке «честного детектива» в этот же день будто по заказу распространили едва ли не все российские СМИ. Свою лепту в раздувание скандала внес и Владимир Маркин, представитель Следственного комитета РФ (теперь уже бывший). Он сообщил прессе о том, что на журналиста ВГТРК напали два сотрудника охраны Владивостокского бутощебеночного завода, как об установленном наверняка и доказанном в судебном порядке факте.

Кстати, до сих пор не установлен статус Павла Брыкина во время его нахождения во Владивостоке. Согласно копии приказа с места работы потерпевшего он был трудоустроен в телекомпании с 9 июня 2015 года по 8 января 2016 года. То есть во время прибытия во Владивосток официальным сотрудником ВГТРК не являлся. Не внесла ясности в этот вопрос и копия приказа о командировке Брыкина в столицу Приморья для сбора фактуры для телепередачи на тему «Мэр». Согласно этому документу срок поездки был определен с 1 по 7 июня, но 8 июня командировку продлили на неделю. По странному совпадению приказ о командировке в наш город был подписан за девять дней до задержания главы Владивостока, то есть 24 мая (напомним, что Игоря Пушкарева задержали 1 июня).

Все это наводит на определенные размышления. Каким образом, благодаря какому ясновидящему руководство ВГТРК вычислило дату начала командировки господина Брыкина во Владивосток, совпавшую с днем задержания главы приморской столицы? Если это не случайное совпадение, тогда что?

Синяк оказался староват

В отличие от всех опрошенных свидетелей только водитель Андрея Пушкарева сказал, что в тот злополучный день узнал в «неадекватном» мужчине журналиста Павла Брыкина. И то лишь потому, что накануне смотрел программу «Честный детектив». Но, как рассказал водитель на следствии, обращаясь с вопросами к Андрею Пушкареву, журналист не представился, не показал удостоверение и не спросил разрешения на съемку. Кроме того, в руках у «честного детектива» была не профессиональная, а любительская видеокамера.

Интересно, что видеокамеру Брыкин все-таки успел включить, но момент его «избиения» не был увековечен. Объектив зафиксировал лишь спины двух мужчин, покидавших место происшествия. В качестве доказательства факта физического насилия над своей персоной Павел Брыкин представил следствию справку о наличии у него кровоподтека размером 1,5 см на 0,9 см на левой ноге в области коленной чашечки. Освидетельствование было сделано через несколько часов после нападения.

Однако экспертиза установила: срок образования кровоподтека составляет 1-3 суток. Был ли синяк получен в день конфликта, неизвестно. Иных доказательств избиения господина Брыкина нет.

Все может измениться…

Согласитесь, ситуация, когда потерпевший скрывается от суда, странная, но в данном случае неудивительная.

Как известно, летом 2014 года Павел Брыкин также заявлял о нападении на него в Москве, возле здания Следственного комитета России, людей, мешавших «честному детективу» готовить репортаж (в одном из сентябрьских номеров «В» уже рассказывал об этом случае. – Прим. авт.). Тогда, как и во Владивостоке, журналиста «избили», в качестве доказательства – синяк на колене. По данному факту было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 144 УК РФ (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения к отказу от распространения информации, соединенное с насилием). Надо отметить, данная статья применялась в современном российском судопроизводстве всего лишь дважды. И оба раза по заявлению... Павла Брыкина. Кстати, судебное разбирательство двухгодичной давности закончилось ничем...

Следующее заседание суда во Владивостоке с участием потерпевшего запланировано на 7 ноября. Пока неизвестно, будет Павел Брыкин присутствовать лично или выйдет на связь в режиме онлайн на экране телевизора. Между тем нужно подчеркнуть, что согласно вышеназванной статье УК РФ подозреваемым в избиении «честного детектива» грозит до 6 лет колонии. Если, конечно, их вина будет доказана. Однако, если секьюрити оправдают, ситуация изменится радикально. И тогда уже Павел Брыкин может попасть на скамью подсудимых за заведомо ложный донос о преступлении.

P.S. Как рассказала адвокат обвиняемых Майя Топольскова, пришло письмо о том, что Брыкин не является на допрос в суде, так как находится в командировке. Правда, никаких подтверждающих документов в суд направлено не было.

Автор: Сергей КОЖИН