След, который оставил «Назарет»

20 лет назад легендарная шотландская рок-группа впервые дала концерт во Владивостоке

26 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4026 (162) от 26 окт. 2016
02035726d0341bf1f61be21db8d3b34d.jpg

20 лет назад легендарная рок-группа оставила во Владивостоке яркие впечатления о своем концерте и… отпечатки своих ботинок. Какой еще город в мире может похвастать подобным артефактом?

Это был первый приезд «Назарет» в столицу Приморья. Хотя группа начиная с 1989 года регулярно колесила по городам Центральной России и Сибири, до Дальнего Востока еще не добиралась. Поэтому осенью 1996-го визит Дэна МакКаферти сотоварищи во Владивосток для наших меломанов был сродни высадке инопланетян на площади Борцов за власть Советов. А для местного шоу-бизнеса стал знаковым событием. Именно «назаретяне» проторили дорогу в нашу глубинку Uriah Heep, Smokie, Deep Purple, Sam Brown, Dio, Scorpions, Supermax, Slade, Kingdom Come, Крису Норману и другим настоящим рок-звездам.

Рискнули перейти Рубикон

Между тем концерта «Назарет» во Владивостоке 15 октября 1996 года могло и не быть. Он состоялся благодаря случайному альянсу компании T.C.I. (Москва) и ООО «Центр творчества «XXI век» (Владивосток).

Как рассказал «В» основатель и бессменный директор «XXI века» Сергей Пак, за несколько месяцев до эпохального визита шотландских рокеров у него состоялся телефонный разговор с редактором одного московского музыкального журнала. Неожиданно москвич проговорился, что стартовал огромный тур группы «Назарет» по России. И предложил «XXI веку» в нем поучаствовать.

– Это было для нас неожиданностью. Тем более что сам Эдуард Ратников, президент компании T.C.I., уже был в туре с группой. Гастроли «Назарет» были очень длинными, музыкантам предстояло выступить в двадцати городах, если не ошибаюсь. Первая часть тура начиналась в феврале, вторая – в сентябре. Мы созвонились с Ратниковым, обсудили условия и буквально за несколько дней закрыли все вопросы по туру, – вспоминает Сергей Пак.

Для закрепления контракта между T.C.I. и «XXI веком» в Москву был отправлен аванс – 10 тысяч долларов наличными, после чего маховик предстоящего визита «Назарет» во Владивосток стал набирать обороты. Необходимо отметить, что и для «XXI века», и для приморского шоу-бизнеса это был смелый и даже рискованный шаг.

Во времена Советского Союза столица Приморья была закрытой территорией, поэтому зарубежным рок- и поп-звездам, даже из стран бывшего соцлагеря, зеленый свет давали только до Хабаровска. Ситуация с концертами иностранных артистов во Владивостоке не изменилась и после распада СССР. Виной тому было обоснованное нежелание местных промоутеров (а это все частные коммерческие структуры) браться за рискованные проекты. Гонорары у иностранцев высокие, а во Владивостоке в те годы не было концертного зала, способного вместить 5-6 тысяч зрителей. Плюс транспортные расходы, питание и проживание артистов в гостинице, а на выходе – дороговизна билетов и… неизвестность: пойдет наш не шибко богатый народ на дорогое зарубежное имя или нет? При таком заведомо «минусовом» раскладе вряд ли кто захочет рисковать своими деньгами и репутацией. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского! Центр творчества «XXI век» рискнул перейти этот Рубикон.

Всем хотелось чуда

В октябре 1996 года билеты на Nazareth по местным меркам стоили баснословно дорого. К примеру, в партер – 300 тысяч рублей. По словам Сергея Пака, таких цен на билеты во Владивостоке не было никогда. В первые дни, когда в городе появилась информация о визите «Назарет», в кассах было затишье. Владивостокские меломаны не верили в приезд Дэна МакКаферти и его команды. Хотя уже и заборы были обклеены афишами предстоящего концерта во Дворце культуры моряков (ныне FESCO Hall), и радиостанции ежедневно гоняли Love Hearts и Dream On, но червь сомнения все равно грыз: не подстава ли это? Не жульничество ли? Дети «совка» – люди ученые: из нашей памяти еще не стерлись аферы с двойниками сиротского коллектива «Ласковый май» и попсовой группы «Мираж».

– Конечно, мы привозили рок-группы, и артисты к нам приезжали. В 1995 году – «Аквариум» и «Воскресение», в 1996-м – Александр Новиков и Сергей Чиж Чиграков. Но это российские артисты, и с ними было как-то поспокойнее. Что касается «Назарет», то у нас было ощущение дискомфорта. И некоторые сомнения по поводу покупательной способности населения. За месяц до этого, в сентябре, мы делали «ВладиРоксток-96» и привозили американские команды. Я помню, как Паша Межеричер, переводчик на том фестивале, со смехом говорил: «Да вы что – «Назарет»? Кто же пойдет на этих вымерших монстров?». Опять же, цена на билеты не понять какая, и неизвестно, поверит ли в их приезд народ. А народ действительно смотрел на афиши и смеялся. Никто в это не верил! Все решили, что это чья-то очередная авантюра. Тем не менее всем хотелось чуда, и недели за две до концерта билеты в кассах закончились, – говорит Сергей Пак.

Шотландцам подавай Marshall

Аппаратуру для озвучивания Nazareth предоставила студия Алексея Макаренко MSM, в то время единственная во Владивостоке организация, дававшая напрокат фирменный концертный аппарат. Но для обеспечения технического райдера шотландских рокеров его не хватало: «назаретяне» требовали комплект Marshall, а его в арсенале MSM не было.

– В 1990-м мы привозили японцев (в тот год «XXI век» организовал во Владивостоке первый и последний советско-японский рок-фестиваль. – Прим.авт.), и я не очень боялся, что мы чего-то можем не сделать, что иностранные артисты поставят в тупик какими-то необычными требованиями. Но когда мы увидели требования Nazareth к аппаратуре, у нас зачесались затылки, – вспоминает Сергей Пак.

В итоге два комплекта Marshall Макаренко купил в Прибалтике, а недостающую «мелочь» арендовал у друзей в Артеме. Когда Nazareth вышли перед концертом на саунд-чек, претензий к аппаратуре у них не было...

После 1996 года группа неоднократно гастролировала во Владивостоке, но, по мнению ее фанов, самый лучший звук был именно на первом концерте. Впрочем, это субъективное мнение.

Голос МакКаферти подделать невозможно

Слухи о дублерах и двойниках улетучились, как только погас свет и по залу пополз тягучий и вполне осязаемый Cocaine. Это был настоящий «Назарет»! А на сцене по колено в дыму стоял, хитро улыбаясь, Дэн! Громкий и гордый, реальный «назаретянин». Человека можно перекрасить и загримировать под кого угодно, можно сменить пол и даже восстановить девственность – сегодня это не проблема. Но подделать незабываемый хриплый голос Великого Дэна невозможно!

Зрители встретили своего кумира одобрительным свистом и воплями восторга. Припев певец и зал пели вместе.

– Надо же, это знают даже на краю земли! – умилялся МакКаферти после концерта, общаясь с поклонниками.

Поклонники, в свою очередь, были удивлены реакцией рок-звезды на эмоции зала. Неужели он думал, что Cocaine американского блюзмена Джи Джи Кейла любят лишь в Шотландии или в Штатах? Россия тоже не лыком шита.

Публика в зале в большинстве своем была седеющая и лысеющая. Впрочем, как и кумиры на сцене. За время полуторачасового концерта «Назарет» исполнил более 15 своих нетленок. В том числе Bad Bad Boy, Sunshine, Razamanaz, We Are Animals, Love Harts. Но о любимой всеми «Телеграмме» музыканты почему-то забыли, хотя зрители им то и дело напоминали, скандируя после каждой песни: «Телеграмма! Телеграмма!».

Много лет спустя один из зрителей эпохального концерта категорично и смачно выразил свое отношение к этому культурному событию 20-летней давности: «Для нашей периферии приезд «Назарет» в 96-м – это как первая любовь, как первое совокупление, которое запоминается на всю жизнь. Даже если оно и не получилось так, как хотелось, как грезилось в юношеских снах».

Что тут можно добавить? Лучше и не скажешь.

Это было прекрасное время!

Так совпало, что во Владивостоке МакКаферти отмечал свой день рождения: 14 октября 1996-го вокалисту группы исполнилось 50 лет. Свой полтинник Дэн отмечал после концерта вместе с друзьями в ночном клубе «Ройял Парк». Группа прибыла на банкет в полном составе около 10 часов вечера. Музыкантов усадили за ВИП-стол в малом зале. Виновник торжества был в ударе, смеялся, шутил, пил, пел и клятвенно обещал вернуться. Уж очень ему понравились наши девушки, сушеный кальмар и дальневосточное гостеприимство.

В качестве презента хозяин «Ройял Парка» выкатил имениннику огромный торт, украшенный 50 тонкими свечами. Правда, кондитер почему-то «состарил» Дэна на 10 лет и вместо цифры «50» написал кремом «60». Ошибка была исправлена мгновенно: одна из девушек, вручавших подарок, лихо убрала пальцем лишнюю кремовую перемычку, и шестерка превратилась в пятерку. МакКаферти этой трансформации не заметил.

– Это было потрясающее зрелище. Мы сидим в небольшом уютном зале вместе с МакКаферти, с Питом Эгню, а они вдруг берут простую гитару и начинают петь «фирменными» голосами, как на пластинке. Они пели шотландские песни, немножко битлов, потом наши девушки с ними танцевали. Незабываемое впечатление, – вспоминает Сергей Пак.

В мае 2006 года президент компании T.C.I. Эдуард Ратников признался автору этих строк, что Дэн МакКаферти до сих пор любит вспоминать, как он праздновал свое 50-летие во Владивостоке. По словам рокера, это было прекрасное время...

Бетон вечен, металл – нет

В октябре 1996-го «Назарет» гостил во Владивостоке два дня. В день приезда принимающая сторона организовала музыкантам автобусную прогулку по городу. Благо погода выдалась хорошая. Во время экскурсии «назаретяне» увековечили свои следы в бетоне у подножия магазина «Рибок», что на остановке «Авангард» (сейчас это магазин «Авангард-Спорт»). Тогдашний хозяин «Рибока» Олег Скорик был поклонником группы. Возле каждого отпечатка установили бронзовую табличку с именем его хозяина. Имена были вырезаны на металле готическим шрифтом.

Через год к этому историческому месту привезли группу Uriah Heep. Хипы очень удивились, когда увидели памятные знаки в честь «назаретян».

– Эти гребаные шотландцы уже и здесь успели наследить, – сказал гитарист Мик Бокс вокалисту Берни Шоу, тыча пальцем в потемневшую бронзу.

В 2001 году таблички исчезли. Говорят, утащили «металлисты». Но следы группы «Назарет» образца 1996 года, увековеченные в бетоне, остались. Подобного «памятника» этому легендарному коллективу нет ни в одном городе России. И, возможно, мира. 

   

Автор: Сергей КОЖИН