Минобороны получило право забирать частные пекарни и автосервисы

Российское военное ведомство сможет в случае введения военного положения мобилизовать – вне зависимости от форм собственности –предприятия пищевой и швейной промышленности, а также ремонтные организации.

20 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4023 (159) от 20 окт. 2016
453fb9f020a0fbe49325050bd11f7d56.jpg

– Порядок мобилизации предприятий описан в пакете документов «Плана обороны Российской Федерации на 2016–2020 годы» (ПО РФ), – рассказал «Известиям» представитель российского военного ведомства, знакомый с ситуацией. – Новая схема была опробована в ходе учений «Кавказ-2016». В целом эксперимент по мобилизации предприятий в Крыму, Ингушетии и Ставропольском крае прошел успешно, хотя были выявлены некоторые юридические проблемы.

речь не идет об изъятии предприятий у собственников или их национализации. После отмены военного положения собственникам активов будет выплачена компенсация. Под действие новых правил попадает широкий спектр организаций, начиная с частных пекарен, ателье и гаражных ремонтных мастерских и заканчивая мясо-молочными холдингами, региональными автомобильными ремонтными сервисами (включая дилерские) и крупными логистическими компаниями, располагающими своими частными парками автобусов и грузовиков.

– Идея мобилизации предприятий не нова. Еще в Советском Союзе существовала сложная система мобилизации промышленного фонда, включая те же транспортные, швейные и пищевые активы, – рассказывает «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. – Как показывает современный опыт, без таких мероприятий невозможно не только вести боевые действия, но и обеспечить ликвидацию последствий стихийных бедствий. Но в СССР было проще: не было предприятий и организаций, находящихся в частной собственности. Поэтому в начале 1990-х годов система мобилизации промышленности устарела, а на замену ей никакого нового плана принято не было.

Согласно новым правилам и процедурам на мобилизованные организации также возлагаются обязанности по выпуску дополнительной продукции и ремонту техники. Планируют работу и назначают норму выпуска продукции штабы обороны, в состав которых входят главы субъектов Федерации, представители Минобороны России, а также руководители региональных силовых ведомств.

Полная мобилизация промышленных активов российским военным ведомством может начаться только в случае угрозы глобальной войны. В ходе же локальных конфликтов или стихийных бедствий Минобороны «призовет» на военную службу только ограниченное количество наиболее важных предприятий, располагающих необходимыми для обеспечения мобилизации ресурсами.

Так, по данным «Известий», в ходе учений «Кавказ-2016» для обеспечения перевозки призванных из запаса граждан были мобилизованы несколько транспортных фирм, которые на автобусах и грузовиках отвезли самих резервистов и их имущество к месту назначения. А ряд хлебопекарен и мясо-молочных комбинатов выпускали дополнительную продукцию для снабжения частей и подразделений Российской армии.

Между тем новый мобилизационный порядок вызвал опасения у представителей бизнес-сообщества.

– Если мобилизовывать частные предприятия, то нужно перевести их на государственные рельсы, поскольку это совершенно иная экономика, снабжение, затраты, – говорит эксперт. – На сегодняшний день в стране 700 индустриальных предприятий и 12 тыс. пекарен относятся к малому и среднему бизнесу. Сам бизнес просто не готов содержать мобилизационные мощности, на это нужны большие средства. В 1930-е годы, когда государство готовилось к войне, правительство специально переформатировало хлебопекарную отрасль – вместо кустарных производств появились большие заводы с дополнительными ресурсами. Но тогда это все делалось по единому плану и государство вкладывало в это значительные средства.

По словам Анастасии Алехнович, руководителя экспертного центра при бизнес-омбудсмене, в экстраординарной ситуации, в обстоятельствах войны или при стихийном бедствии уже не совсем корректно рассуждать о нарушении прав бизнесменов и их неготовности к мобилизации.

– Сейчас в России уже создан механизм госрезервов, и он работает, – говорит Алехнович. – Более того, предприятия борются за то, чтобы работать с этими госрезервами. Новый же механизм мобилизации предусмотрен только для особых и экстраординарных случаев, которые, я уверена, не произойдут. Вряд ли мобилизация будет применяться в мирное время.

Автор: Евгений СИДОРОВ