Голодающим угольщикам предложили лучше работать

Градообразующее предприятие предпочитает приморцам московских вахтовиков

13 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4019 (155) от 13 окт. 2016
e6e3f30a1e1c4f1cd28a9d0e5278aea1.jpg

Рабочие Лучегорского угольного разреза (ЛУР) объявили голодовку. В понедельник их было 40. По данным на 12 октября, к акции протеста присоединились еще 30 лучегорцев.

Угольщики протестуют против сокращения рабочих мест и снижения заработной платы на двух градообразующих предприятиях поселка Лучегорск – ЛУР и Приморской ГРЭС. По данным Координационного совета организаций профсоюза Пожарского района, только за последний год были уволены 400 работников ЛУР, зарплата оставшихся сократилась практически в два раза. В числе требований протестующих – выполнение ранее достигнутых соглашений, гарантирующих угольщикам и энергетикам право на льготы и социальные гарантии.

Об акции известили заранее

В минувшую субботу, за два дня до начала голодовки, на главной площади Лучегорска прошел митинг работников ЛУР – машинистов тепловозов, водителей БелАЗов, представителей других специальностей предприятия. К ним присоединились жители поселка, чья жизнь зависит от работы разреза. Многие привели детей. Протестующих не остановили пронизывающий ветер и проливной дождь – на митинге собралось более 600 человек. Главный лозунг акции: «Спасти поселок можем только мы, его жители. Скажем «нет» уничтожению Лучегорска».

На встречу с протестующими угольщиками и энергетиками пришел генеральный директор ЛУР. Его ответы на наболевшие вопросы возмущенный народ посчитал насмешкой. По их словам, вместо конкретных предложений по выходу из сложившейся ситуации начальник предложил людям подумать над повышением производительности труда.

– Это лишь подлило масла в огонь, людям фактически не дают работать и зарабатывать, выживая с родного предприятия, – рассказал «В» по телефону председатель первичной профсоюзной организации Приморской ГРЭС АО «ДГК» филиала «ЛуТЭК», председатель Координационного совета организаций профсоюза Пожарского района Сергей Беляков.

На митинге гендиректора ЛУР известили о предстоящей голодовке как о вынужденной мере, призывающей руководство компании и Приморского края обратить внимание на критическую ситуацию, сложившуюся не только на протестующем предприятии, но и в самом поселке энергетиков.

Москвичи рвутся в Лучегорск

По словам Сергея Белякова, конфликтная ситуация на разрезе тянется уже год. Все началось с безосновательного урезания премий угольщикам и водителям большегрузных автомобилей, что, естественно, спровоцировало недовольство в коллективе. После снижения зарплат начались сокращения персонала. Только за прошедший год за воротами ЛУР оказалось 400 работников. По поселку ходят слухи, что в ближайшее время сокращения предстоят и на Приморской ГРЭС.

Плачевная ситуация в энергокомпаниях отра-зилась и на благосостоянии Лучегорска. Если в 2015 году бюджет поселка составлял 90 млн рублей, то в 2016 году уже 63 млн рублей, в 2017-м, как ожидается, будет и того меньше.

Сокращение рабочих мест и снижение заработной платы на градообразующих предприятиях спровоцировало отток населения из поселка. Так, если в 2010 году в нем проживало 23 тысячи человек, то сейчас – около 18 тысяч. Судя по всему, численность Лучегорска будет снижаться: молодежь уезжает учиться и не возвращается, поселок стареет. Жизнь в поселке дорожает. Особенно растут тарифы на коммунальные услуги. Чтобы не оказаться в долговой яме, люди продают машины и квартиры. Но цены на недвижимость падают. Еще год назад в Лучегорске можно было продать хорошую 2-комнатную квартиру со всеми удобствами за 1,6 млн рублей, сегодня не берут и за 1 млн. Люди уезжают на заработки в другие города региона, фактически бросая жилье. Продукты и стройматериалы в магазинах в Лучегорске очень дорогие. Поэтому по выходным местные жители едут отовариваться во Владивосток или в Хабаровск.

Как рассказал «В» Сергей Беляков, предпосылки этой катастрофической ситуации были заложены еще 10 лет назад, когда прекратилось субсидирование энерготарифов на Дальнем Востоке. Как следствие, в регионах стали искусственно сдерживать рост энерготарифов и энергетические предприятия стали убыточными.

– По нашим подсчетам, накопленный за эти годы убыток всех предприятий энергетической отрасли на Дальнем Востоке составляет около 100 млрд рублей. Рано или поздно это должно проявиться в сворачивании ремонтной программы, сокращении заработных плат, премий, – говорит председатель Координационного совета организаций профсоюза Пожарского района.

С надеждой на прокурора

Как рассказал «В» Сергей Беляков, сегодня на Лучегорском угольном разрезе вместо сокращенного местного персонала работают вахтовым методом специалисты московских компаний. Приезжие живут в поселках, построенных прямо на территории разреза. Причем со всеми удобствами: свои социальные учреждения, вплоть до бани и медпункта, техника у них тоже своя. Деньги, которые зарабатывают вахтовики, в регионе не оседают, в том числе в виде налогов, а утекают на запад России. Вклад «варягов» в экономику Лучегорска нулевой.

Заработки у москвичей по 40–50 тысяч рублей. О таких зарплатах сотрудники ЛУР только мечтают. Эта дискриминация не могла не вызвать возмущение жителей поселка, что и вылилось в протестную акцию…

Прокуратура Приморья начала проверку соблюдения трудовых прав работников АО «Лучегорский угольный разрез». При наличии оснований будет принят комплекс мер прокурорского реагирования. Кроме того, как стало известно «В», возникший трудовой спор будет решать созданная согласительная комиссия, в состав которой вошли представители Дальневосточной генерирующей компании и профсоюза Приморской ГРЭС.

Справка «В»

Предприятие «Лучегорский угольный разрез» разрабатывает Бикинское месторождение бурого угля, основным потребителем которого является самая крупная электростанция края – Приморская ГРЭС.

ЛУР – многопрофильное хозяйство, где работает почти три тысячи человек. Кроме горняков сюда входят управление железнодорожного транспорта, автотранспортное хозяйство, многочисленные вспомогательные службы. 

    

Автор: Сергей КОЖИН