Кусочек хлеба

​– Папа вернулся, папа вернулся! – что есть силы кричала сестра Клара. Она трясла меня за плечи, счастливо повторяя: «Папа вернулся, ты понимаешь – папа вернулся!». Обгоняя друг друга, мы вбежали в дом и повисли на шее у отца. От волнения я и сестра не сразу заметили, что с правой стороны у него пустой рукав, а потом выяснилось, что еще и ранение в легкое: ему трудно было дышать. Отец слег и вскоре умер.

12 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4018 (154) от 12 окт. 2016

Горю нашему не было предела. Мама крепко обняла нас и сказала сквозь слезы: «Папы нет, надеяться не на кого. Я возьму вторую работу, дом на тебе, Людмилка, а ты, Клара, переводись на вечернее, год остался до окончания техникума, я договорилась – тебя берут в сберкассу».

Жили голодно, хотя и как-то перебивались, но вот уже третий день у меня маковой росинки во рту не было. Мама на смене, придет домой только через три дня, Клара в командировке. Мне самой нужно было распределить по дням оставленную еду, состоявшую из трех вареных картошек и двух крохотных кусочков хлеба. Я же все умяла враз. Очень надеялась на школьную столовую, где давали нечто похожее на варево и чуть сладковатый мутный чай, но там случилась авария, и я осталась ни с чем. В этот день шла в школу еле волоча ноги; дома, дороги наплывали, то сужаясь в одну линию, то разбегаясь во все стороны, в голове зашумело, все поплыло – и провал.

Открываю глаза – лежу на дороге, кто-то брызгает водой мне в лицо, старая женщина протягивает кусочек хлеба, судорожно хватаю его рукой и тут же толкаю в рот. С каким наслаждением я поглощаю живительный комочек и тихонечко говорю: «Спасибо!». Добрые люди провожают меня в школу, столовая, слава богу, открылась. Варево мне кажется замечательным, а чай – вкусным-превкусным. Вернулись мама со смены и Клара из командировки, о произошедшем они узнали от учительницы. Теперь оставленные продукты мне выдавала соседка. А я мечтала – вот бы еще раз упасть в обморок и получить кусочек хлеба.

Автор: Людмила МАТЯШ