День ГАИ на крови

Как известного предпринимателя из потерпевшего сделали обвиняемым

5 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4014 (150) от 5 окт. 2016
5986974ff6e82baf395c33296d03ab52.jpg

В отделении реанимации Уссурийской центральной городской больницы 4 июля 2016 года скончался сотрудник отдела ГИБДД по Михайловскому району Парковский Юрий Геннадьевич*, 1983 года рождения. Согласно результатам судебно-медицинского исследования трупа, смерть полицейского «наступила в результате черепно-мозговой травмы с кровоизлиянием под оболочки и в вещество головного мозга, осложнившейся сдавливанием головного мозга, вторичными кровоизлияниями в ствол мозга, отеком и набуханием головного мозга». В медицинском свидетельстве о смерти зафиксировано, что, перед тем как попасть в больницу, он «был избит» и «впал в кому».

Причастность, по версии следствия

На следующий день, 5 июля, по факту насильственной смерти Парковского Ю.Г. следственный отдел СУ СК РФ по Михайловскому району возбудил уголовное дело. В этот же день был задержан житель Уссурийска Алексей Остапец, поскольку очевидцы указали на него как на совершившего преступление. Еще через день задержанному предъявили обвинение в «умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего». За это злодеяние законом предусмотрено наказание до 15 лет лишения свободы. По решению Михайловского районного суда Алексея Остапца заключили под стражу до 5 сентября, на время предварительного следствия. Позже по просьбе следователя этот срок продлевался трижды: до 5 октября, до 29 октября, затем еще на два месяца. Так как по ряду причин «закончить предварительное следствие к указанному времени не представляется возможным».

И хотя обвиняемый и его защитник просили изменить меру пресечения на любую, не связанную с изоляцией от общества, суд ходатайство не удовлетворил. Посчитав, что, находясь на свободе, Остапец «может скрыться от органов предварительного следствия и суда, оказывать давление на потерпевшую, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»...

Как установило следствие, в ночь со 2 на 3 июля Остапец, находясь в состоянии алкогольного опьянения, во дворе дома № 28 на улице Краснознаменной в селе Осиновка в ходе ссоры с Парковским, возникшей на почве личных неприязненных отношений, умышленно нанес последнему множество ударов руками по голове. После совершения преступления Остапец, опять-таки по версии следствия, не оказал помощь потерпевшему и скрылся с места происшествия. Что было дальше, уже известно.

«Его причастность к совершению указанного преступления была установлена после проведения комплекса следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий», – это цитата из постановления о возбуждении перед судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей за подписью следователя следственного отдела по Михайловскому району СУ СК России по Приморскому краю лейтенанта юстиции Романа Данилова.

Казалось бы, доказательная база собрана, обвиняемый под стражей, далее слово за Фемидой. Но это лишь на первый взгляд. В реальности в данном уголовном деле множество белых пятен, о которых следователь то ли не знал, то ли запамятовал. И без их ликвидации официальная версия преступления, якобы совершенного Алексеем Остапцом, представляется, мягко говоря, надуманной. Чтобы расставить все точки над «i» в этой истории, корреспондент «В» провел собственное расследование.

В бане падали многие

...В этом году День ГАИ России сотрудники отдела ГИБДД по Михайловскому району отмечали в селе Осиновка в двухэтажном коттедже генерального директора торгово-строительной компании ООО «Алекс-Групп» Алексея Остапца. Организации банкета посодействовал начальник районной Госавтоинспекции майор полиции, у которого были хорошие отношения с хозяином особняка. Договорились, что гаишники будут гулять до 10 вечера, а потом за ними приедет автобус. Остапец предоставил свой дом безвозмездно – не в его правилах брать деньги с друзей-приятелей. На подворье имеется баня с бассейном, но водные процедуры в программу вечеринки не входили.

2 июля, накануне своего профессионального праздника, полисмены стали съезжаться на банкет к часу дня. Всего прибыло около 20 сотрудников районной Госавтоинспекции во главе с начальником. В качестве почетного гостя за столом восседал бывший начальник районной ГАИ. Слабый пол на праздновании представляли две девушки, сотрудницы ГИБДД, и тамада Надежда. Действительно, какой праздник без женщин и тамады?

В тот день Алексей с утра был на озере, недалеко от Осиновки, вместе со своим другом Леонидом Чавиным, директором спортивной школы в районном центре. Трудно сказать, как развернулись бы события дальше, если бы Остапцу на сотовый не позвонил один из полицейских: «Приезжайте, гости собрались, а хозяина нет. Нехорошо!» Пришлось ехать.

Алексей пил спиртное чисто символически: не позволяла больная печень. Друг Чавин вообще к алкоголю не притронулся, так как был за рулем. А около 22 часов он покинул шумную компанию.

По версии следствия, конфликт между Парковским и Остапцом произошел «на почве личных неприязненных отношений». Между тем ранее они не встречались. Их пути-дороги впервые пересеклись… в бане, когда почти все гости разъехались.

Из показаний Алексея Остапца:

– Примерно в 23 часа я зашел в баню, где застал девушку (сотрудницу Госавтоинспекции. – Прим. авт.) и сотрудника ГАИ, который, как я позже узнал, был Юрием Парковским. Они сидели в парилке. Я не стал им мешать и пошел к выходу. Мужчина пошел за мной, но поскользнулся и упал. При этом ударился головой об пол и потерял сознание. Вместе с девушкой дотащили его до дивана. Когда Парковский очнулся, я ушел. Когда ходил в бассейн, то видел, как сотрудники ГАИ, находившиеся в бане, падали на пол, так как пол был скользким из-за большого количества воды. Но я не видел, кто именно из сотрудников падал.

Пол в бане действительно очень скользкий, когда мокрый. На ногах трезвому трудно устоять, не то что пьяному. По словам Марины Штепа и Светланы Григоренко, администратора коттеджа и его сторожа, многие гости, парившиеся в этот вечер, неоднократно падали не только в парилке, но и в бассейне. После чего высказывали недовольство хозяину коттеджа. Тот же Парковский неудачно нырнул, сильно ударившись головой о дно.

– Мы сидели в домике сторожа, как раз напротив бани и бассейна, и через окно видели все, что вытворяли пьяные гаишники. Но они нас не видели. Мужчины на улице ходили в чем мать родила. Сначала нас это шокировало, а потом мы поняли, что для них это нормально. И со своими сотрудницами они вели себя так, как мужья с женами. И никто на это не обращал внимания. Потом мы узнали, что среди них не было супругов, – рассказали «В» Марина Штепа и Светлана Григоренко. Если что, женщины готовы повторить свои слова в суде под присягой.

Кстати, в этой истории мог быть еще один труп. Через пять дней после вечеринки один из гостей попал в отделение нейрохирургии «тысячекоечной» больницы во Владивостоке с такими же симптомами, как и Парковский. Оказалось, что он несколько раз падал в бане на пол. Но врачам удалось его спасти.

За дороги надо платить!

Если верить следствию, то обвиняемый во время драки несколько раз ударил Парковского руками по голове. Гаишник, в свою очередь, нанес своему противнику тяжкие телесные повреждения.

Однако те, кто знает Алексея, его спокойный и уравновешенный характер, а также в курсе состояния его здоровья, заявлениям следствия не верят. Во-первых, Остапец на голову ниже Парковского. Во-вторых, он умный человек. И никогда бы не стал нарываться на конфликт с физически крепким оппонентом, который явно сильнее его. Тем более у него не хватило бы сил на мощные удары кулаками, после которых у покойного образовалась бы «черепно-мозговая травма с кровоизлиянием в вещество головного мозга». Разве что у Алексея в руках был молоток или кирпич. Но руки (и это признает следствие) у него были пустыми.

И Парковский вряд ли мог так изувечить Остапца в одиночку. Не получив при этом ни синяка, ни царапины. Люди, провожавшие его в последний путь, рассказывали, что лицо покойного было чистым, без следов побоев. Поэтому история о кулачном противостоянии Остапца и Парковского похожа на выдумку, которую настойчиво культивирует следствие. Оно и понятно: покойник все стерпит.

Между тем, как показал на следствии Алексей Остапец, его били двое сотрудников ГИБДД (фамилии их известны) и один неизвестный мужчина. Позже выяснилось, что это офицер ГУФСИН России, друг детства одного из гостей – сотрудника ГИБДД Юрия Кокошникова. Они появились в коттедже примерно в 23.30, когда мероприятие закончилось.

Из показаний Алексея Остапца:

– Они сели за стол и стали пить водку. Кокошников заявил, что они заплатили мне за свой праздник, а я вот езжу по дорогам Михайловского района совершенно бесплатно – не плачу ни гаишникам, ни бандитам. Я пояснил, что денег с них не брал. (Собирали сотрудники ГИБДД деньги на праздник или нет – этот вопрос до сих пор открыт. – Прим. авт.). В этот момент в дом зашел Парковский и тоже стал

предъявлять мне такие же претензии. Свидетелем данного разговора была одна из девушек, сотрудница ГАИ. Я почувствовал от них угрозу и позвонил Леониду Чавину, попросив его приехать.

Алексей хотел еще позвонить Станиславу Евсееву, заместителю начальника ОМВД по Михайловскому району, но не успел. Кокошников выхватил у него телефон и разбил о пол.

Кто кого бросил

– Алексей мне позвонил в первом часу ночи: «Леня, сейчас меня будут бить!» От Михайловки до Осиновки ехать не более 15 минут. Когда я приехал, Алексей лежал лицом в землю без сознания и хрипел. Все лицо у него было в крови вперемешку с грязью. Мы привели его в сознание нашатырем, отмыли и повезли в травмопункт в Уссурийск. Когда его везли, он кричал, что ребра болят и все болит.

Следствие бьет на то, что Остапец уехал с места происшествия, не оказав помощь Парковскому. А кому он должен оказывать помощь в таком состоянии? Все полицейские, оставшиеся после праздника, спокойно сидели в креслах в пяти шагах от лежащего Алексея и пили чай. Они заявляли, что его не били, что он упал сам, – рассказал «В» Леонид Чавин.

Его показания есть в уголовном деле, но следствие они не заинтересовали...

– Мы видели через окно сторожки, как Алексея пинали ногами трое мужчин. Они даже прыгали у него на голове. Было очень страшно. Он кричал диким голосом. Этот крик, наверное, слышало все село. А потом вдруг затих. Мы подумали, что все, – с ужасом вспоминает Светлана Григоренко.

Кстати, когда Чавин стал звонить начальнику ГИБДД, чтобы сообщить о происшествии, пьяные гаишники попытались выхватить у него мобильный. Но справиться со спортсменом не удалось. После этого полисмены уехали. Парковский был вместе с ними. Его видели в 6 часов утра медсестры больницы села Ивановка. Целого и невредимого, хотя он пришел зафиксировать побои. Но в этот момент в селе не было электричества, и ему посоветовали прийти в 10 утра. Только он не пришел – отсыпался дома после ночной гулянки.

Избитого Алексея доставили в травмопункт Уссурийска в два часа ночи. А в три часа он уже писал заявление в дежурной части отдела полиции села Михайловка. Дежурный проверил текст заявления, Алексей его подписал, но к этому моменту на своем рабочем месте появился начальник местной ГИБДД. Он позвонил дежурному и попросил направить Остапца с заявлением к нему в кабинет.

Разговор между ними был коротким. Полицейский предложил повременить с подачей заявления до утра, Алексей согласился на своих условиях:

– Но я заберу его только в том случае, если против моего заявления будут лежать два заявления об увольнении ваших сотрудников, которые меня избивали.

На тот момент в приемной начальника местной ГИБДД какой-то невысокий мужчина также умолял супругу Алексея Остапца, Светлану, не писать заявление. Он предлагал деньги, даже просил избить его. Светлана ответила отказом.

– Они бесплатно гуляли в нашем доме и еще избили мужа! Какие деньги? Здесь речь идет о чувстве собственного достоинства, – говорила корреспонденту «В» Светлана Остапец. – Я сначала не знала, кто это такой. Он был пьян. И только потом я узнала, что это майор полиции, один из сотрудников ГИБДД.

Майор полиции и Алексею предлагал его избить и еще 100 тысяч рублей в качестве компенсации на материальные издержки и разбитый дорогой телефон, лишь бы только он не писал рапорт, «потому что их всех выгонят с работы». И все это происходило в присутствии свидетелей.

Между тем начальник местной ГИБДД пытался дозвониться до Парковского и Кокошникова, но один не брал трубку – спал. А другой не мог ответить, потому что потерял телефон на месте избиения Остапца. К сожалению, следствие не удосужилось сделать детализацию звонков на телефоны персонажей этой истории. Иначе в уголовном деле № 891514 было бы меньше белых пятен. На следующий день мобильник Кокошникову вернули, как и тапочки, которые он потерял в спешке. Еще одному сотруднику ГИБДД возвратили трусы с обезьянкой, которые он забыл на втором этаже коттеджа.

Сведения подтвердились

3 июля, в воскресенье, около двух часов дня на пункт скорой помощи в селе Ивановка поступил звонок с домашнего телефона Парковского. Звонившая женщина просила выехать и оказать помощь больному. А через 10 минут поступил еще один звонок с того же номера – от помощи отказывались. Мол, больному дали лекарство и головная боль прошла. Эти вызовы не были зафиксированы, но есть люди, готовые подтвердить их существование.

Но в этот же день, в 18 часов, Парковскому стало плохо, он стал терять сознание. Около 19 часов его привезли в Михайловскую районную больницу, где осмотрели и тут же отправили в Уссурийск, но уже в коме. В Уссурийске пациента прооперировали, но операция не помогла. По факту смерти было возбуждено уголовное дело. И следственная машина начала раскручиваться...

Алексея Остапца забрали во вторник из частной клиники «Возрождение» в Уссурийске, куда он лег восстанавливать здоровье. Вечером, когда он гулял, подъехала машина, из нее вышли люди в ярких жилетах с надписью «следственный комитет» и защелкнули на его руках наручники. Хотя он не оказывал сопротивления. Хорошо хоть позволили переодеться.

Людская молва распространяется быстрее ветра. Весть о задержании Остапца потрясла и возмутила жителей Михайловского района. Земляки знают его как порядочного человека, честного предпринимателя и щедрого мецената. Корреспондент «В» общался с жителями Осиновки, коих здесь можно пересчитать по пальцам, и никто худого слова в его адрес не сказал. Торгово-строительная компания ООО «Алекс-Групп», которую создал и которой руководит Алексей Остапец, едва ли не самая успешная и перспективная в Михайловском районе. Предприятие участвует практически во всех социальных проектах района. И не на словах, а на деле. К примеру, «Алекс-Групп» уже 10 лет спонсирует детско-юношескую команду по кудо.

Стены его кабинета в офисе компании украшают почетные грамоты и благодарственные письма от администрации края, Михайловского района, общественных организаций, а также от лиц, имеющих определенный статус. В том числе от начальника ОМВД России по Михайловскому району Олега Герега «за плодотворное сотрудничество, вклад в обеспечение охраны общественного правопорядка, соблюдение законности на территории Новошахтинского городского поселения и в связи с празднованием Дня сотрудника органов внутренних дел РФ». Сами понимаете, на таком документе за красивые глаза роспись не ставят.

В поисках справедливости старший брат Алексея, Василий, написал письмо в оперативно-разыскную часть собственной безопасности УМВД России по Приморскому краю, в котором подробно изложил историю, случившуюся с младшим братом. А также свои соображения по данному случаю. В начале сентября на его имя пришел ответ из краевой полиции, где черным по белому написано: «Сведения, изложенные в Вашем обращении о неправомерных действиях сотрудников ОМВД России по Михайловскому району, нашли свое объективное подтверждение, виновные привлечены к строгой дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел». Письмо подписано начальником ОРЧ собственной безопасности В. Н. Зарецким.

Действительно, начальник ГИБДД района уволен из органов. Официальная причина увольнения – отказ в принятии и регистрации заявления Алексея Остапца. Кокошников оказался хитрее: почувствовав опасность, он ушел на «больничный». Но, как стало известно «В», приказ о его увольнении из органов уже подписан.

Истина останется в тени?

С момента празднования злополучного Дня ГАИ прошло четыре месяца. Юрий Парковский покоится на местном погосте, начальник районной Госавтоинспекции уволен из органов, аналогичный финал служебной карьеры и у Юрия Кокошникова, как только он выйдет с «больничного». Что касается Алексея Остапца, то он ждет своей участи в следственном изоляторе № 3 ГУФСИН России по Приморскому краю, где нет необходимого ему врача-невролога. И где ему не могут оказать качественную медицинскую помощь. Сколько он просидит в СИЗО, неизвестно.

Между тем до сих пор нет результатов судебно-медицинской экспертизы по трупу Парковского, проводимой в Уссурийске. Можно предположить, что первичные результаты исследования не совсем устроили следствие. Поэтому сейчас над этой проблемой работают судмедэксперты во Владивостоке. Не в этом ли причина неоднократных переносов сроков предварительного следствия?

В то же время экспертиза установила у Алексея Остапца закрытую черепно-мозговую травму в виде ушиба головного мозга и перелома верхней стенки левой орбиты, стенки лобной пазухи с переходом на основание черепа. По большому счету, он чудом остался жив. Тем не менее уголовное дело по факту нанесения гражданину Остапцу А. В. тяжких телесных повреждений почему-то не возбуждается. Видимо, кому-то очень нужно, чтобы истина осталась в тени. Иначе уголовное дело примет иной оборот, и тогда на месте Алексея Остапца могут оказаться другие люди. А некоторые и вовсе лишиться должности.

И еще. В этом году после празднования Дня ГАИ краевым Управлением МВД России по Приморскому краю инициировано 12 проверок районных отделов Госавтоинспекции. В Уссурийске по следам профессионального «торжества» сотрудников Госавтоинспекции проведено совещание. Но его итоги не разглашаются…

*Некоторые фамилии изменены

В основе публикации материалы уголовного дела и показания свидетелей. 

     

Автор: Сергей КОЖИН