Почему кеш-боксы больше не говорят спасибо
Автоматы для расчета за проезд в городских автобусах экономят время пассажиров
Почему автоматы для расчета перестали благодарить за проезд? Потому что долго ждать
Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Сегодня в автобусах Владивостока активно внедряются современные автоматы для расчета за проезд – кеш-боксы. Пока что пассажиры смотрят на них как на диковинку, хотя старшее поколение помнит, как раньше оплачивали проезд, опуская деньги в кассу-копилку и откручивая нужное количество билетов.
Правда, при кажущемся сходстве разница между двумя автоматами огромна – как между дисковым телефоном и смартфоном. Главное отличие нового кеш-бокса – он почти все делает сам: принимает плату и отсчитывает сдачу, скоро еще и билеты начнет выдавать.
Напомним, что задачу введения автоматической системы оплаты проезда в городских автобусах поставил глава Владивостока Игорь Пушкарев в рамках реформы общественного транспорта. Цель внедрения системы – исключить из процесса финансовых расчетов водителей (чтобы они занимались только своими непосредственными обязанностями – безаварийным вождением автобусов и качественным обслуживанием пассажиров), а также обеспечить максимальный учет поступающих средств и прозрачность расчетов.
Сейчас кеш-боксы установлены на всех автобусах марки MAN, перевозящих пассажиров по 15-му маршруту («Изумруд» – Океанариум»). Пассажиры уже не передают плату за проезд водителю, а опускают монеты и купюры в автомат. Для поклонников безналичного расчета изготовлены специальные транспортные карты, которые были опробованы во время работы ВЭФ-2016.
«Спасибо» подразумевается
Прокатившись до Приморского океанариума, корреспондент «В» поинтересовался у пассажиров, насколько удобна для них новая система расчета за проезд. Единственный недостаток, который отметили горожане, – расчет длится на несколько секунд дольше, чем обычно.
– Кеш-бокс сдачу медленно отдает, – объясняет студентка Александра Дубовицкая. – Поэтому я бумажные деньги вообще стараюсь не давать, заранее отсчитываю мелочь и, выходя, просто забрасываю в автомат, не дожидаясь, пока он ее пересчитает.
– Я тоже стараюсь дать ровно 20 рублей, – вторит сокурснице Дарья Савтыра. – Не сильно я этой технике доверяю. Мне нужно время, чтобы к ней привыкнуть.
– Я с девушками не согласен, аппарат работает нормально, проблем с ним нет, – подключается к разговору еще один студент, Данил Чепченко. – Стало удобнее рассчитываться за проезд. Да и водитель не отвлекается. Если я стою у выхода, то заранее оплачиваю проезд и сразу выхожу, не задерживаясь.
Кеш-боксы на владивостокские автобусы устанавливают специалисты южнокорейской компании «Гидеон Систек». Они же устраняют недостатки, выявляемые в процессе их эксплуатации.
– Корейцы не могли сразу все предусмотреть. Мы им подсказывали, что нужно исправить, – рассказывает водитель Владимир Кузнецов. – Например, раньше, когда человек опускал 20 рублей, автомат ему говорил спасибо. Причем, прежде чем сказать, аппарат пару секунд думал. Представляете, сколько времени терялось на остановках, особенно конечных? Поэтому сейчас голосовое сообщение убрали, взамен сделали зуммер: после оплаты раздается тынь-тынь-тынь – значит, аппарат деньги принял и можно следующему рассчитываться, даже если на табло еще высвечивается предыдущее поступление денег – 20 рублей. Таким образом, процесс расчета заметно ускорился.
Получите сдачу
– Я за то, чтобы система оплаты не зависела от водителя. Во всем цивилизованном мире расчет так и происходит. Водитель вообще не касается ни билетов, ни денег, а просто рулит. В Гонконге, например, всего один слот для приема денег – и бумажных, и металлических: опустил, получил билет и сдачу и спокойно едешь. У нас люди иногда не знают, куда деньги опускать, вот и задерживаются на выходе, – делится наблюдениями пассажир Дмитрий Гарянин, по профессии дизайнер.
Пассажирам, еще не привыкшим к кеш-боксам, рассчитываться помогают водители, подсказывая, что нужно делать.
– Есть люди, которые такой аппарат ни разу не видели, особенно приезжие. Им приходится объяснять, что монеты надо бросать сразу всей кучей, а не по одной, – уточняет Владимир Кузнецов. – Дело в том, что кеш-бокс считает, сколько раз бросили монеты. Поэтому, если вы две десятки будете опускать по одной монете, автомат решит, что рассчитались два человека. При подсчете выручки будут расхождения. Все разъяснения я даю пассажирам только на остановках, во время движения не отвлекаюсь.
Объявления, развешанные в автобусах, призывают пассажиров рассчитываться только рублями, без копеек. Дело в том, что аппарат их не распознает и возвращает в лоток для сдачи, иногда и с рублевыми монетами. Водителю приходится через специальную прорезь их вносить снова.
Банкноты по 50 и 100 рублей опускаются в купюроприемник, расположенный слева от слота для монет. Сдача (что приятно, всегда 10-рублевыми монетами) высыпается в лоток. При этом аппарат просит забрать деньги. Если у пассажира крупная купюра (от 500 до 5000 рублей), водитель производит размен вручную.
– Каждое утро мы выезжаем на маршрут с пятью тысячами рублей для размена крупных купюр. Я даже стараюсь разменять пассажиру 100 рублей по два полтинника – тогда ему аппарат сдачу мелочью отсчитает только 30 рублей, вместо 80. Люди охотнее берут 50-рублевую купюру, чем монеты, – разъясняет Владимир Кузнецов. – К тому же количество монет на сдачу в кеш-боксе ограниченно – 4700 рублей, и если каждый раз давать по 80 рублей сдачи монетами, то к обеду в автомате не останется мелочи. А так я спокойно до вечера езжу и лишь в конце смены меняю кассу.
Бывает, что у пассажиров бумажные деньги рваные или заклеенные, поэтому автомат их не распознает. В этом случае водитель опускает банкноту в аварийный слот.
А когда пассажир рассчитывается сразу за несколько человек (за себя и детей, например), водитель на мониторе набирает нужное количество билетов, и автомат дает сдачу в соответствии с указанным числом.
Оплачиваем проезд в процессе езды
Помимо расчетов с пассажирами кеш-бокс еще и обеспечивает автотранспортное предприятие ценной информацией: где, в какое время и сколько село/вышло пассажиров, когда пассажиропоток наиболее интенсивен, и выполняют ли водители все рейсы до последнего. Все это позволит администрации города в ближайшем будущем улучшить работу общественного транспорта.
Кроме того, на монитор выводится информация о позиции автобуса на маршруте, позволяющая водителям выдерживать интервал. Поэтому в пробках сразу по два MANа к остановке не подходят. Раньше эту работу выполнял линейный диспетчер, да и сами водители между собой перезванивались, предупреждая о проблемах на дороге. Теперь на звонки отвлекаться не нужно.
– Сюда же, на монитор, выводится вся информация с четырех видеокамер, расположенных в салоне автобуса. Они нужны для безопасности пассажиров и профилактики антитеррористической деятельности, – рассказывает водитель Николай Кулеш. – Кроме того, еще четыре камеры показывают ситуацию на дороге, позволяя предотвратить ДТП. На монитор выводится и информация об оплате, поэтому мы приглашаем следующего пассажира оплачивать проезд еще до того, как об этом сообщит автомат, так получается быстрее рассчитаться всем.
Все расходы по обслуживанию кеш-боксов взяла на себя корейская сторона, в качестве платы за услуги получая процент с выручки перевозчиков, которую также подсчитывают сами автоматы.
– Мне очень удобно рассчитываться через кеш-бокс, – признается пенсионерка Надежда Георгиевна. – Я обычно плату готовлю заранее, чтобы без сдачи: подошла, опустила монеты и пошла. Очень быстро получается. Вот я сегодня ехала, смотрю: на «ДВФУ» студенты очень быстро вышли, а раньше много времени на это уходило, потому что водитель вручную все считал, проверял и выдавал сдачу.
– Автоматом пользоваться удобно, да и сдачу он дает честно, – считает Василий Галицких, молодой специалист. – Но, мне кажется, лучше было бы установить автомат на входе, тогда выходящие быстрее бы покидали салон, не задерживаясь для расчета.
– А я приехала во Владивосток из Пограничного района и сегодня впервые воспользовалась автоматом для расчета за проезд. Никаких замечаний у меня нет, – уверяет пенсионерка Валентина Дмитриевна. – Наоборот, на мой взгляд, автоматика дисциплинирует, не позволяя хитрить, отдавая за проезд меньше 20 рублей.
Комментарий «В»
Дмитрий Тройнич, главный специалист управления транспорта администрации Владивостока:
– В тестовом режиме кеш-боксы были установлены в нескольких городских автобусах год назад и проработали месяц. За это время были выявлены некоторые недостатки в их работе, аппараты были сняты и отправлены производителю на доработку. Наши корейские коллеги внесли некоторые изменения в конструкцию, устранив недостатки, и в сентябре этого года совместная работа продолжилась. Началась установка кеш-боксов в автобусах 15-го маршрута (на сегодняшний день этот маршрут полностью оснащен кеш-боксами), идет установка в автобусах 98-го маршрута.
Выдавать билеты автоматы начнут уже в ноябре этого года, а в декабре начнем распространять карты для безналичного расчета за проезд.
Планируем с нового года начать устанавливать кеш-боксы в остальном муниципальном транспорте, после чего предложим коммерческим перевозчикам установить аппараты и в их автобусах. Владельцев автотранспортных предприятий это должно заинтересовать: затрат никаких, а выручка растет. К тому же в комплекте с кеш-боксом идут восемь видеокамер, а это серьезная гарантия транспортной безопасности.
Автор: Вадим КОЧУГОВ