Не нужно залезать в карманы офицеров, тем более запасников
Военные общественники Приморья добились отмены решения руководителя департамента Минобороны
Ущемление в правах защитников Отечества больше похоже на вредительство, чем на головотяпство, считает Юрий Тарлавин, координатор Приморской военной общественной ассоциации (ПВОА).
Главная военная прокуратура, изучив обращение военных общественников Приморья, добилась рассмотрения министерством обороны вопроса о возвращении воинских перевозочных документов (ВПД) вместо нынешней компенсации, что соответствует положению федерального закона «О статусе военнослужащих».
Напомним, что в свое время чиновники в погонах заменили военным пенсионерам бесплатный проезд на компенсацию расходов. Но, как выяснилось, еще и решили на компенсации сэкономить.
– К нам обратился вице-адмирал в отставке, которому было отказано в компенсации за перелет из Москвы во Владивосток после лечения, – рассказывает Юрий Тарлавин. – Поводом для отказа (если офицеру высшего состава отказали, то что тогда говорить о военнослужащих, ушедших в запас в меньших званиях. – Прим. авт.) послужил тот факт, что он не смог купить билет на прямой рейс и полетел через Хабаровск. Крайне удивленный такой формулировкой, я обратился к начальнику Центра соцобеспечения Приморского крайвоенкомата с просьбой объяснить случившееся. Оказалось, что такое распоряжение еще в 2015 году отдал заместитель директора департамента социальной гарантии Министерства обороны РФ Павел Олюшин, разослав во все региональные военкоматы соответствующее письмо. Не знаю, чем они там, в Москве, руководствовались, но подобные документы, затрагивающие права граждан, должны перед выходом в свет публиковаться, пройти согласование в Минюсте и т.д.
Несколько месяцев ушло у военных общественников, чтобы доказать во всех инстанциях, включая Главную военную прокуратуру и Минобороны, неправомочность отказа в компенсации за проезд.
– На каком основании офицер, пусть даже запаса, не может заехать по пути следования в другой населенный пункт? Ведь он не требует платы за все свои передвижения. Только «туда и обратно» (Владивосток – Москва – Владивосток, например), – уточняет Тарлавин. – В итоге нам пришел ответ от самого Олюшина: «письмо считать утратившим силу». То есть заместитель руководителя департамента соцгарантий МО отказался от своего распоряжения. А затем и военная прокуратура вынесла резолюцию о том, чтобы всем была выдана компенсация без всяких нюансов. Теперь мы будем требовать издания нормативного документа, регулирующего порядок оплаты бывшим военнослужащим при перелетах в санатории и госпитали, чтобы больше не было лазеек для ущемления их законных прав.
Защитим защитников
Работа сотрудников ПВОА по взаимодействию с краевым Законодательным собранием была высоко оценена комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности России, предложившим другим регионам брать пример с приморских коллег. Именно по примеру Приморья в Москве создан Координационный совет руководителей общественных организаций военнослужащих и военных ветеранов, который возглавляет председатель комитета по обороне и безопасности Совета Федерации РФ Виктор Озеров.
Координатора Приморской ассоциации Юрия Тарлавина включили в состав Совета по социальной защите военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при председателе Совета Федерации. Кстати, в совете он единственной не москвич.
Тарлавина избрали первым заместителем ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих и включили в состав Высшего офицерского совета – постоянно действующего руководящего органа Всероссийского офицерского собрания.
Чем же общественным правозащитникам приморских военных удалось заслужить столь высокой оценки?
– Приморские ветераны более активны, чем их соседи-дальневосточники, – считает Юрий Тарлавин. – Хотя тоже, конечно, не все. Сейчас из войск уже увольняются офицеры, которые не застали Советской армии, а потому не знают, что такое общее партсобрание (или комсомольское), то есть не умеют проявить активную жизненную позицию. Вы посмотрите, они и поговорить по-человечески уже не умеют. К примеру, офицеры, живущие в Снеговой Пади, общаются друг с другом через Интернет, хотя живут в соседних домах! А все эти чаты и форумы сводятся к одному: обругают друг друга, обменяются мнениями и отключатся. Вот потому у них в микрорайоне проблем до сих пор выше крыши.
– А как проявляют себя офицеры с активной жизненной позицией?
– Наших общественников хорошо знают в Арсеньеве, Дальнереченске, поселке Раздольное и обращаются к ним за помощью. Всего же по краю у Приморской военной общественной ассоциации есть филиалы в 22 муниципальных образованиях. 17 из них активно сотрудничают с региональным представительством Общероссийского профсоюза военнослужащих. Они объединяют как кадровых военных, так и офицеров, вышедших в отставку.
– Широкая сеть! А как строится работа в вашем общественном объединении?
– Мы плотно работаем и с министерством обороны, и с военной прокуратурой, и с органами государственной власти, поэтому быстрее, а главное, эффективно решаем вопросы, с которыми к нам обращаются. К тому же я возглавляю общественную приемную по работе с военнослужащими и военными ветеранами при Законодательном собрании Приморского края. А это очень серьезное подспорье. Благодаря поддержке краевых парламентариев у нас есть возможность работать в полную силу.
Двойные билеты
Добиться результатов, опережающих на голову другие регионы страны, в ПВОА смогли благодаря собственной активности.
– Мы не сидим в кабинетах в ожидании обращений граждан, а сами активно мониторим сообщения в СМИ. Поэтому успеваем среагировать на негативные явления, пока они еще в зачаточном состоянии.
– Это как?
– Например, решили не так давно «светлые головы» в Москве устроить для военных овербукинг – продавать на самолеты билетов больше, чем посадочных мест. Якобы много людей не является на свой рейс по личным причинам. Авиакомпаниям невыгодно иметь пустующие места в самолетах, а так подстраховка на каждый взлет. Я тут же вспомнил события 1996 года, когда компания «Ориент-Авиа», которая выполняла заказы МО по перевозке пассажиров, приказала долго жить. И вот конец августа, в Домодедово стекается огромное количество наших отпускников, возвращающихся из западных регионов России в Забайкалье, на Камчатку, на Сахалин, в Приморье и Хабаровский край, причем почти все летят с семьями. А лететь-то не на чем! Это была неделя ужаса. В конце концов стали отправлять отпускников с семьями военными бортами. А надо понимать, что на военно-транспортном самолете Ил-76 туалет не предусмотрен, при этом лететь девять-десять часов. Так что всем приходилось ходить в ведро: и мужчинам, и женщинам. Целый месяц тогда длилась операция по переброске офицеров к месту службы.
Кстати, только в июне 2013 года авиаконструкторы представили десантный самолет Ил-76МД-90А (проект Ил-476), который оснастили полноценной туалетной кабиной с унитазом и рукомойником.
– Памятуя о тех событиях, мы направили обращения во все инстанции – не только в министерство обороны, но и в администрацию президента, военную прокуратуру, министру транспорта Соколову, председателю комитета по транспорту Госдумы с просьбой не торопиться с внедрением овербукинга. Лучше все же сначала «потренироваться на кошках». Там, на западе страны, перелеты – занятие непроблематичное. Из Москвы в Санкт-Петербург рейс выполняется каждый час, поэтому пассажиру, оставшемуся без места, выплатят неустойку и он весело потратит ее в баре в ожидании следующего рейса. Или сдаст билет и поедет на поезде, ведь там они тоже ходят часто. Совсем другая ситуация в Приморском крае. Допустим, приезжает семья из Сибирцево: майор с женой и двумя детьми. А им говорят: сегодня можем только двоих отправить, остальных завтра. Но нюанс в том, что 80% отпускников летят не в Москву, а через нее. В столице они пересаживаются и летят дальше. И любая задержка, тем более на сутки, чревата опозданием на другой рейс.
Наши аргументы были услышаны, и от идеи с овербукингом отказались.
Тот самый квартирный вопрос
Помогая бороться с несправедливостью, правозащитники из приморской общественной организации, по сути, выручают всех российских военнослужащих. Ведь проблемы, которые возникают у военных и членов их семей, схожие независимо от места проживания.
– Взять, к примеру, квартирный вопрос. Обратилась к нам жена военнослужащего из Партизанского района. Она выросла в военном гарнизоне, там же вышла замуж, а после рождения второго ребенка молодой семье выделили квартиру, причем в соседнем подъезде. Женщина с прежней жилплощади выписалась, а в новой квартире ей дают только временную прописку.
Оказывается, есть указание Минобороны, согласно которому военнослужащему предоставляется служебная квартира только с временной пропиской. Из-за этого люди сильно ограничены в общегражданских правах: не могут получить кредит, зарегистрировать на себя автомобиль, а о выдаче лицензии на приобретение оружия и говорить не приходится. Со страховкой – та же проблема. Более того, у тех жен офицеров, которые смогли устроиться на работу, возникли проблемы с оформлением зарплатной банковской карты. Так что квартирный вопрос – это головная боль более чем для 4 тысяч семей только в Снеговой Пади!
Чтобы решить этот вопрос, мне пришлось дойти до Главной военной прокуратуры. Там меня услышали, хоть и не сразу, и помогли.
О Приморской военной общественной ассоциации знают практически во всей стране. Благодаря Интернету военнослужащие из других регионов обращаются со своими проблемами именно к нам, потому что знают: мы поможем и не дадим спуску даже при малейшем нарушении законных прав военнослужащих и ветеранов. Да и отдельные представители власти нам успокоиться не дают. Очередное «задание» организовали в Министерстве труда и социальной защиты РФ. Чиновники с 1 января 2017 года решили залезть в карманы военнослужащих, уменьшив размер компенсации найма жилья бесквартирным военнослужащим и военным ветеранам в Приморье на 150 рублей за каждый квадратный метр. В итоге материальная помощь среднестатистической семье из трех человек уменьшится примерно на 6,5 тысячи рублей в месяц. Этого мы не позволим. Так что борьба продолжается.
Справка «В»
Приморская военная общественная ассоциация оказывает помощь кадровым военным, уволенным в запас военнослужащим и членам их семей уже 12 лет. В ПВОА входят более 50 общественных организаций, им активно помогают краевые парламентарии, открывшие общественную приемную при Законодательном собрании Приморского края.
Автор: Вадим КОЧУГОВ