Женский взрыв на кинофабрике

Процесс феминизации кино эксперты назвали необратимым

15 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4003 (139) от 15 сент. 2016
66081d43072d4f0df0ab68a685373f72.jpg

Кинофестиваль «Меридианы Тихого» уже третий год подряд принимает во Владивостоке жюри ФИПРЕССИ – международной ассоциации кинопрессы. В этом году в его составе сразу три кинокритика – Бернар Бессерглик из Франции, Анжелика Артюх из России и Нирмал Чандра Дхар из Индии. Удивительно, но во время пресс-конференции с такими, казалось бы, разными людьми было очень оживленно и интересно. И самая яркая дискуссия развернулась вокруг темы женского кино.

– В этом году на «Кинотавре» было в буквальном смысле «время женщин» – семь режиссеров-женщин представили свои картины, среди короткометражек также было много женских работ. Это что – начало истории «женщины идут»?

– Это не начало, а продолжение истории, – решительно сказала Анжелика Артюх. – «Кинотавр» произвел женский взрыв в российском кино. И он начался несколько лет назад.

Кстати, это не только российский феномен, но и общемировой. Я им активно занимаюсь и как исследователь, и как руководитель программы «Время женщин» Московского кинофестиваля. Такая тенденция наблюдается во многих странах, особенно выделяются в Европе Швеция и Норвегия, там много женщин-режиссеров, проводится целая политика по установлению гендерного баланса в кинопрофессиях.

В США несколько другая ситуация. В Голливуде в кинопрофессиях только 9 процентов женщин. Но благодаря феминистскому движению женщины в США научились самоорганизовываться, они создают разные институции для продвижения женского кино, находят финансирование… Все это позволяет женскому кино в США активно развиваться, хотя именно в мэйнстрим женщинам очень трудно попасть. Кэтрин Бигелоу – единственная женщина – голливудский режиссер, получившая «Оскар», – скорее исключение, нежели правило.

Ситуация в России уникальна. У нас нет ни одной институции, поддерживающей фильмы женщин-режиссеров. И в этом случае «Кинотавр» является организующей площадкой для продвижения женского кино в России. Но!

Процесс феминизации кино совершенно необратимый. И дело не только в осознанной политике разных стран, дело в изменении системы кинообразования многих государств. Здесь не осталось места дискриминации. Если смотреть статистику в США, в Европе и даже в Азии, то количество женщин с дипломами высшего кинообразования растет и едва ли не превышает количество мужчин.

В России тоже нет гендерных ограничений в киношколах, хотя еще в СССР была поговорка «женское кино утонуло на дне кастрюли», в киномастерские брали мало представительниц слабого пола. Сейчас во ВГИКе и других киношколах женщин порой больше, чем мужчин.

– Во Франции правительство поддерживает режиссеров, снимающих первые свои фильмы, – рассказал Бернар Бессерглик. – И здесь нет никаких гендерных различий.

Поэтому первый фильм снять легко, а второй уже не поддерживается, и потому многие режиссеры вообще не создают свою вторую ленту, потому что не могут найти деньги. И вот здесь наступает дискриминация. Женщин-режиссеров, активно работающих, сегодня во Франции процентов 25, если сравнивать с количеством режиссеров-мужчин, также активно снимающих кино.

Думаю, баланса 50 на 50 мы никогда не достигнем, просто потому, что у женщин существует больший выбор. Ей необязательно выбирать профессию, она может выбрать путь матери и жены. К тому же работа режиссера не имеет графика, а требует полной отдачи и поглощает целиком. Поэтому по вполне естественным причинам мужчины легче принимают такие условия, а для прекрасной половины человечества легче написать книгу или работать журналистом, чем уйти в режиссуру.

– У нас в Индии есть кинофестиваль, проходящий в Калькутте, – поведал Нирмал Чандра Дхар, – в нем принимают участие только женщины-режиссеры. Со всего мира. Я отборщик этого фестиваля и могу сказать, что в этом году мы получили 50 заявок и выбрали 15 лент. И у нас был фильм, целиком снятый женской командой – от сценариста до оператора. Замечу, что больше всего заявок на фестиваль приходит из Европы, а вот в моей стране, к сожалению, крайне мало женщин-режиссеров. В прошлом году индийских фильмов у нас не было, а в этом году – только один. Меж тем у нас один из самых высоких призов в мире – 50 тысяч долларов. А заявок немного… Жаль. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ