Вы смотрите? А что вы видите?
В рамках культурной программы кинофестиваля «Меридианы Тихого» в центре современного искусства «Заря» открылась выставка Харуна Фароки «И кое-что еще становится видимым».
Харун Фароки – знаменитый, знаковый немецкий режиссер и художник, он давно считается классиком политического документального кино и видеоарта. Идеи Фароки сформировали не одно поколение художников и медиатеоретиков.
Четыре инсталляции – это только часть выставки. Также она включает в себя показ короткометражного игрового фильма Фароки «Неугасимый огонь», который был снят в 1969 году и посвящен протесту против вторжения США во Вьетнам и применения напалма. Кроме того, на выставке представлено несколько экземпляров журнала Filmkritik, который Фароки и его друзья издавали много лет и в котором говорили о современном кино.
– В прошлом году в рамках своего пребывания в «Заре», – говорит Татьяна Кирьянова, куратор выставки, – я показывала несколько фильмов Фароки. И меня поразило, что после показа люди активно их обсуждали, оставались и говорили, говорили… Причем подобную ретроспективу делала, например, и в Москве, так вот там ничего подобного не было, там совсем другая публика, перенасыщенная… А здесь явно чувствовался запрос, людям хотелось смотреть такое кино, обсуждать его. И я подумала, что на запрос надо отвечать. Вот так и возникла идея провести выставку инсталляций Харуна Фароки. Выбирая – при поддержке Гете-Института в России – инсталляции для выставки, хотела показать, как критиковал автор общество потребления, старался осмыслить это общество.
Кроме того, Фароки очень интересно работает с изображением, и мне тоже хотелось это показать. Красивые картинки могут врать, а инсталляции Фароки – это своего рода обучение культуре мысли, обучение видению. Мы должны не пассивно воспринимать то, что нам показывают, а думать о том, почему это показывают, как нами манипулируют с помощью красивых картинок…
Первая инсталляция – «Параллель», она построена на видеоиграх, здесь Фароки пытается анализировать историю компьютерной графики, а также, например, поведение персонажей игр и то, как оно проецируется на современное общество.
Вторая инсталляция «Я думал, что видел заключенных» представляет собой кадры из военной тюрьмы Коркоран, здесь автор пытался показать, как наше общество тоже стало контролирующим…
Третья инсталляция – «Серьезные игры» – снята в США в центре обучения солдат на виртуальных симуляторах. Здесь он говорит о том, насколько изображение внедряется в нашу жизнь и формирует восприятие действительности.
И, наконец, четвертая инсталляция – «Крест и серебро», она рассказывает о Потоси – городе в Боливии, где были залежи серебра и куда конкистадоры много веков назад согнали тысячи индейцев для работы в шахтах. Харун Фароки взял старинную картину, изображающую Потоси, и сопоставил ее с реальными съемками этого города. Ему важно то, что не изображено на картине, то, что население города страдало от эпидемий, от чудовищной эксплуатации человека человеком. Он показывает то, что мы видим, и говорит о том, чего мы не видим. Вот вам и расшифровка названия выставки: «И кое-что еще становится видимым»…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ