Рабочим скучно работать, не поев гребешка?
Интересно, что, обсуждая возможности региона, промышленники порой сами его не очень хорошо знают.
Так, Вадим Швецов, генеральный директор ПАО «Соллерс», назвал еще одну проблему Дальнего Востока, которая тормозит развитие промышленности, – отсутствие инженерных кадров. Он называет автосборочный завод «Соллерс» во Владивостоке главной кузницей технологов для местной промышленности. По его словам, самое главное производство на автозаводе в приморской столице – это учебный цех. И он работает всегда в три смены.
– Раньше была стопроцентная текучесть кадров. Например, рабочие не понимали, как можно стоять на конвейере и выполнять скучную монотонную работу полную смену, никуда не сходить, не поесть гребешка… Потребовалась большая селекционная работа, чтобы сформировать коллектив. За несколько лет мы это сделали, – делится Вадим Шевцов.
Он считает, что во Владивостоке в приоритете морские, а не инженерные специальности. Ирония судьбы в том, что, по сути, отверточное производство «Соллерс-Дальний Восток», на котором трудится порядка двух тысяч человек, размещается на территории бывшего ОАО «ХК Дальзавод». Судоремонтное предприятие было флагманом отрасли во времена СССР, в его штате на момент расцвета трудилось свыше 20 тысяч человек. Причем подавляющая часть – высококвалифицированные рабочие 4 – 6-го разряда. Грубо говоря, этот уровень квалификации слишком высок для поточного производства, а для судоремонтного не имело смысла брать на работу менее образованных – ремонт военных кораблей и огромных рыбоперерабатывающих плавбаз требовал от рабочих знаний среднетехнического уровня, или колледжа по-нынешнему. Инженеров, технологов и конструкторов для Дальзавода, в составе которого были металлообрабатывающие, механические и сборочные цеха, готовил Дальневосточный технический университет. Завод работал в тесной связке с вузом, ведущие специалисты предприятия читали лекции и вели лабораторные занятия в аудиториях, а будущие корабелы закрепляли теорию практикой в цехах Дальзавода. Технические новации и инженерные решения отрабатывали на экспериментальных площадках совместно специалисты предприятия и преподаватели вуза. Это давало прогрессивные результаты. Достаточно вспомнить, что именно на Дальзаводе под руководством родоначальника электрической сварки на Дальнем Востоке ученого и инженера Виктора Вологдина было построено первое цельносварное судно в СССР.
Конечно, сейчас на дворе иные реалии. После перестройки наступила постиндустриальная эпоха. Судя по предпочтениям абитуриентов, настроенных мудрыми родителями, заглядывающими на много шагов вперед своих чад, сейчас народное хозяйство больше нуждается в экономистах, юристах и сотрудниках сферы обслуживания. Промышленные заводы, принимающие на работу инженеров и технологов в массовом порядке, исчезли с экономической карты региона или значительно сократили свои мощности. Тот же оборонный Дальзавод лишился немалой части территории в пользу гражданской сферы. В одном из его цехов, кстати самом новом, разместился автозавод, в каком-то – торговый центр… В общем, потребность в огромном числе инженеров пропала, опытные специалисты и выпускники технических специальностей вынуждены были «переквалифицироваться в управдомы».
Но не верится, что инженерные традиции канули в прошлое, ведь ведущий технический вуз региона вошел в состав ДВФУ и продолжает выпускать кадры для промышленных предприятий. А что касается приморцев, неспособных к скучной и монотонной работе, то не стоит обольщаться: в любой стране трудно найти любителей таковой. И выход из ситуации давно найден – автоматизация и роботизация производства. Для поточного производства, к коему относится автопром, и с учетом нашего малолюдного региона это самый оптимальный вариант. В Японии и Южной Корее эти технологии доведены до максимально возможного совершенства, и абсолютно прав генеральный директор агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин, призывающий закупать передовые зарубежные технологии, а не наращивать активы и тащить в регион гастарбайтеров.
Автор: Александр КАРАСЕВ