Ужасы наводнения: приморцы подсчитывают ущерб и готовятся питаться грибами вместо картошки

Жители пострадавших от паводка районов подсчитывают потери и боятся даже думать о грядущей зиме

14 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4002 (138) от 14 сент. 2016
92872be0cbae1426a7ae940dc18b3e8d.jpg

Масштабное наводнение остается в Приморье главной проблемой и причиной тревоги за будущее для нескольких тысяч человек. В понедельник, 12 сентября, режим чрезвычайной ситуации федерального значения объявлен еще в двух муниципалитетах – Черниговском и Надеждинском районах, где сегодня подтоплены дома и подворья, дороги, сельскохозяйственные угодья. Таким образом, особое положение действует в 25 городах и районах края.

Владимир Путин отправил главу МЧС Владимира Пучкова обратно в Приморье – контролировать восстановительные работы и выплату компенсаций, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.

Президент поручил министру ускорить оценочные работы для определения ущерба и доведения выделяемой правительством помощи до пострадавших, а также меры по скорейшему восстановлению связи и энергообеспечения пострадавших районов.

Редакция «В» знакомит читателей с последними новостями из зоны бедствия. Это не официальные справки чиновников, а реальные истории пострадавших людей, которые они рассказывают на нашей горячей линии (см. стр. 1).

Лесозаводский район: живность спасти не успели

Жители одного из старейших приморских сел Тихменево Лесозаводского района говорят: сколько себя помнят, их всегда подтапливало. С периодичностью один раз в пять-десять лет обычно спокойная Уссури выходит из берегов и буквально набрасывается на село, заливая дома и сметая огороды. Вспоминают тайфуны «Джуди», «Робин»… Не пощадило Тихменево и в этот раз.

– Как только вал большой воды приблизился к Кировке, нам в Тихменево стали звонить друзья: «Спасайтесь!», – рассказала корреспонденту «В» местная жительница Ирина Кирина, медсестра санатория «50 лет Октября». – Люди с низинных мест хватали в охапку детей, поднимали стариков, собирали документы и выбирались на возвышенные участки, к родным и близким. Машины перегнали все, а вот живность многие спасти не успели, ну, может, за исключением крупного рогатого скота.

Про всех не скажу, но вот у моих родственников погибла часть домашней птицы, не говоря уже о сильно пострадавших приусадебных хозяйствах. Мой отец Сергей Михайлович Тонкушенко, ветеран МВД, живет один возле реки, он не успел покинуть дом. Соорудил деревянный плот, привязал его покрепче, пересадил на него свинку с поросятами. Те трое суток и дрейфовали по двору, пока отец, отрезанный водой, находился в верхней части дома. Зато волной захлестнуло кур и цыплят, все погибли. В другом конце села живет сестра Марина. Ее куры были на насесте в курятнике, но даже это их не спасло. Утонули не только они, но и один гусенок, который по определению умеет плавать.

На улицах Озерной, Клубной, Заречной, Новой, Спортивной паводок смыл урожаи с огородов. Да и в других местах земля переувлажнена. Кое-какие огурцы и помидоры люди еще успели собрать, а вот с остальным урожаем придется проститься. Особенно жалко картофель и капусту – основные продукты, которые выращивают на зиму.

Всего под эвакуацию в селе попало порядка 200 человек, к счастью, пострадавших нет. Поселковый медпункт хоть и подтопило, но приезжала и дежурила «скорая».

Сейчас уровень воды стабилизировался. Поэтому временный эвакуационный пункт в школе закрыли, а дети пошли учиться. Кроме тех, что живут на улицах у реки, которые еще находятся в воде.

Сотрудники МЧС помогают чистить колодцы, они залиты почти все. Эвакуированным раздавали кое-какую материальную помощь: рис, тушенку…

По соседству с Тихменево в низине расположен небольшой микрорайон поселка Горные Ключи, там вода до сих пор плещется под окнами домов. Да и у нас ждут очередной волны паводка.

Чугуевский район: новая жизнь наперекор стихии

Не лучше обстояли дела и в восточной части Приморья – в Чугуевском районе. У одного из фермеров, который попросил не упоминать в газете его имя, унесло отару овец, почти 40 голов, – ущерб колоссальный. Вал воды прошелся по тайге: у пчеловодов погибли все (!) пчелиные семьи с ульями. Поток унес заготовленное на зиму сено. Чем теперь до первой весенней травы кормить спасенный крупный и мелкий рогатый скот?

Но были и удивительные истории со счастливым исходом. Об одной из них «В» рассказала Юлия, жительница села Соколовка Чугуевского района.

– У нашего села прорвало дамбу, и река Эльдуга моментально вошла в село. Буквально на глазах, всего за 15 минут, на нашем участке уровень воды поднялся на 70 сантиметров. Успели только кур забросить на чердак, уток и гусей пришлось бросить (к счастью, утонула всего одна утка).

Вода вошла в избу, залила погреб. Мы бросили дом и хозяйство. Я с грудничком на руках, муж нес среднюю дочку, старшие сыновья по пояс в воде – все пошли к верхней части деревни. Там в одном из домов собралось несколько семей. Спасались на чердаке. Женщины с малышами кое-как спали, а мужчины всю ночь несли дежурство по очереди. Старших и средних детей спасатели увезли в Чугуевку.

Так вот. Наша свинья Эльза была на сносях. Естественно, забрать мы ее не могли. Но, как оказалось, она после нашего ухода самостоятельно выбралась из стойла, вышла со двора на улицу и пошла на возвышенность. В одном из верхних соседних домов нашла сухое и укромное место и там счастливо опоросилась. Через сутки прибегают соседи: у вашей Эльзы родились поросята! Семь штук. Умное оказалось животное.

В остальном, конечно, все плохо. На огороде погибло буквально все. Нам обещают дать по 10 тысяч рублей. Но разве на эти деньги купишь необходимые на полгода продукты и вещи? И винить некого. Стихия.

Красноармейский район: грузди вместо картошки

Красноармейский район на прошлой неделе поплыл весь, исключение составили только поселки на горных плато, такие как Восток-2. Об этом корреспонденту «В» рассказал житель села Рощино Николай Салюк.

– Нас вроде и спасла дамба на Большой Уссурке. Но Рощино и Вострецово все равно поплыли. Из-за продолжительных дождей на поверхность выступили грунтовые воды. И Большая Уссурка продавила. Некоторые дома затопило под крышу. Были продолжительные перебои со светом. Люди прятались на сопках. А потом дополнительно пришел вал воды с Арму, тогда вода и в Уссурке поднялась еще на пару метров. В нескольких местах размыло федеральную дорогу от Дальнереченска до Рощино.

В Вострецово хлеб развозили на лодках. В Новопокровке, Мельничном, Красном Яру и других селах под воду ушли огороды. Погибли даже садовые деревья – мы остались без яблок, груш и слив, не говоря уже про остальное – овощи и ягоды. К сожалению, наш район не попал под категорию чрезвычайной ситуации. Поэтому надеяться на поддержку государства не приходится. Каждому придется выживать самостоятельно.

К нам через день приезжали старожилы из таежной деревушки Дерсу, привозили на продажу молочные продукты. Уже несколько дней их нет. Живы ли? Надо бы спасателям проверить и при необходимости помочь людям.

Но нет худа без добра. Благодаря этим осадкам в лесу уродилось много грибов. Особенно хорошо растут сырые грузди. Люди ходят в тайгу и ведрами приносят их домой. Так что зимой будем есть грибы вместо картошки.

Ольгинский район: Моряк-Рыболов стал островом

Уже две недели прибрежный поселок Моряк-Рыболов живет в изоляции. Об этом рассказала по телефону горячей линии редакции «В» председатель местного рыбкоопа Надежда Татаренкова.

– До районного центра Ольга добраться можно только морем и только тем, кто имеет собственный катер или сможет договориться с его владельцем о перевозке. Особенно сложно тем, кому надо добраться до больницы в Кавалерово или обратно домой. В Ольге у причала стоит самоходный плашкоут, готовый перевозить на нашу отрезанную землю продукты, медикаменты, строительные материалы и людей, но нет капитана и моториста.

Автомобильные дороги в сторону Лазо, Кавалерово и Ольги размыты в нескольких местах. И серьезных восстановительных работ на большинстве направлений (за исключением участков Кавалерово – Ольга и возле Милоградово) никто не ведет. Подмыты подъездные пути практически ко всем мостам. Паводком разрушен самый крупный мост через речку Маргаритовку. Кто и когда его будет ремонтировать, совершенно непонятно. Может, военные поставят понтонную переправу? Это очень бы выручило местное население и предприятие.

Восемь дней в поселке не было электричества. Как только вновь натянули провода ЛЭП, мы тут же взялись за выпечку хлеба. Горячую продукцию получают Моряк-Рыболов и соседнее Маргаритово, дальше уже не проехать. Муки пока достаточно. Но сколько нам еще жить в изоляции, никто не знает. Бензина в поселке нет. Огороды затоплены, картофель и овощи сгнили в земле. Как и из чего сделать запасы на зиму, непонятно. Ждем помощи. Слава богу, что горные ручьи уже успокоились и большая вода спала. Лишь бы не успокоились спасатели, дорожники и ответственные чиновники…

Справка «В»

На сегодняшний день режим ЧС федерального значения действует в Дальнегорском, Дальнереченском, Находкинском, Лесозаводском, Уссурийском городских округах, Анучинском, Дальнереченском, Кавалеровском, Красноармейском, Кировском, Лазовском, Михайловском, Ольгинском, Октябрьском, Партизанском, Пожарском, Тернейском, Ханкайском, Хасанском, Хорольском, Чугуевском, Шкотовском, Яковлевском, Черниговском и Надеждинском районах края.

Цифры

На сегодняшний день, по предварительным данным, в результате наводнения в Приморье погибло порядка 600 голов скота. По информации краевого департамента сельского хозяйства и продовольствия, в фермерских и частных подворьях люди лишились 563 свиней, не менее 25 коров, быков и телят, остальной живности – коз и овец.

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ