К репетитору обращайся, но сам не плошай
Приближается новый учебный год, для кого-то он станет финишной прямой школьного образования и закончится итоговой аттестацией. О том, как будут сдавать ЕГЭ, ученики выпускных классов и их родители задумываются уже сегодня.
На днях встретила знакомую, которая на традиционный вопрос: «Как дела?» – поделилась своими проблемами:
– У меня дочь в 11-й класс идет в этом году. Как представлю, сколько надо денег репетиторам платить по всем предметам, голова кругом идет, а главная проблема – как отыскать хорошего репетитора.
Когда слышишь такие разговоры, понимаешь, насколько люди умеют усложнять свою жизнь. Девочка у знакомой – круглая отличница, прекрасно умеет организовать учебу и, без сомнения, самостоятельно справится с подготовкой к итоговой аттестации. И здесь, на мой взгляд, задача мамы – вселить в ребенка уверенность и помочь ему грамотно распределить время, чтобы хватило сил и на учебу, и на подготовку к экзаменам, и на отдых. Вместо этого родители начинают впадать в панику, готовы выбрасывать любые деньги на ветер ради любимых чад, а подумать о том, принесет ли это ощутимую пользу, не хотят.
Российские ученые, обратив внимание на повальное увлечение общества услугами репетиторов, составили так называемый калькулятор ЕГЭ. Он наглядно показывает, какие методы обучения наиболее эффективны и сколько баллов они добавляют в общую копилку результата. Оказывается, вопреки расхожему мнению занятия у репетиторов и на подготовительных курсах современных вузов малоэффективны и могут прибавить к результату ЕГЭ всего 1–2 балла. Да и то при условии, что ученик не бездельничал все школьные годы, а репетитор попался действительно толковый.
Плюс 3–4 балла добавляет к итоговой аттестации обучение в профильном классе, которое начинается в старшей школе. Выбранным предметам здесь уделяется максимум внимания. На них в учебном плане отводится больше часов, да и содержание обучения более насыщенно. Многие темы изучаются более углубленно, отсюда и положительное влияние на результаты экзаменов.
Самый же высокий балл – 5–7 – дает элементарная подготовка в школе и дома на решение тестов ЕГЭ прошлых лет. Это различные задания из решебников, демоверсии и т. д. Именно эту работу чаще всего обеспечивают школьные учителя, которых мы так несправедливо обвиняем в равнодушии к результатам ЕГЭ.
Все остальные баллы, по сути, зарабатываются весьма заблаговременно – регулярной хорошей учебой начиная с начальных классов школы.
– Если человек все 10 лет не уделял учебе внимания, то в его знаниях образуются пробелы, которые потом проблематично быстро закрыть, – пояснил исследователь из Института образования НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Захаров.
Говоря о подготовке к единому госэкзамену, ученые определили время, которое в среднем должны тратить ученики старших классов на успешную подготовку к итоговой аттестации. На русский язык и другие гуманитарные предметы при этом достаточно 1–2 часов в неделю, а на математику и прочие точные науки нужно в два раза больше – 3–4 часа.
Впрочем, есть и другие факторы успеха на экзаменах. По мнению ученых, это способности и мотивация самого ученика, а также образование и культурные запросы его родителей.
– То, что происходит в последние несколько месяцев до экзамена, очень важно, но не всегда имеет решающее значение, – подчеркнул исследователь. – Чем раньше вы начнете готовиться к ЕГЭ, тем лучше, в идеале нужно начинать подготовку за два года до сдачи экзаменов.
Автор: Светлана ШВЕЦОВА