Точка опоры слишком дорого стоит

Проекты СССР, которые призваны были перевернуть мир, но так и не были реализованы

10 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3982 (118) от 10 авг. 2016

В России, Китае и США снова начались разговоры о строительстве тоннеля через Берингов пролив. О том, что в XXI веке он должен все-таки появиться, недавно заявил бывший сенатор штата Аляска и участник президентской гонки 2008 года в США Майкл Грейвел. Намерения проложить путь под 80-километровым проливом подтвердили и китайские сторонники создания «нового Шелкового пути». 

«Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» – сказал когда-то Архимед… Для того чтобы амбициозный проект тоннеля под Беринговым проливом был реализован, нужно сначала провести железную дорогу через Крайний Север. Такая попытка была предпринята в Советском Союзе. Интернет-издание «Йод» предлагает вспомнить этот и другие технологические проекты СССР, которые должны были изменить мир. Но увы…

Тоннель через Берингов пролив

Соединить Аляску и Чукотку американцы предлагали еще в начале XX века. Они были готовы на свои средства, от имени синдиката, построить дорогу к тоннелю в обмен на передачу в аренду окружающей ее полосы. Но правительство России проект отклонило.

В середине века попытку проложить путь на промерзшей земле предприняли в СССР. Трансполярная магистраль сначала должна была пройти через Новый Уренгой и Салехард, а в перспективе – от Архангельска до Чукотки. Дорогу строили заключенные ГУЛАГа и без должного изучения местности, поэтому строительство велось крайне неэффективно и было остановлено в 1953 году.

В 1960-х в США появилась идея провести через Берингов пролив энергетический путь World Link. В 1990-х дошло до исследований и переговоров заинтересованных сторон. Но переговорами же, хоть и с участием официальных лиц, дело и ограничилось. В плане развития железных дорог России пути до Чукотки нет, а без него строительство тоннеля бессмысленно.

Почему проект не был реализован: это экономически затратно, а политические отношения двух стран иногда ухудшаются. К тому же мало построить тоннель, надо подвести к нему дорогу. Да и людей на севере живет не так много.

Станция на Луне

Еще до первого полета людей на Луну, в 1964 году, в СССР появился проект «Звезда», предполагавший строительство жилой базы на спутнике Земли.

Сначала на Луну должны были прилететь автоматические аппараты: луноходы – исследовать поверхность, беспилотный корабль – доставить пробы грунта на Землю. Затем на Луну отправились бы космонавты. Они должны были проводить исследования, передвигаясь и живя в «лунном поезде», состоящем из тягача, жилого и энергетического вагонов и буровой установки. В дальнейшем был бы построен стационарный жилой блок на 12 человек.

Почему проект не был реализован: сверхтяжелая ракета-носитель, которую предполагалось использовать для полетов, не прошла испытания. Дальнейшие варианты развития идеи были отклонены из-за опасений столкнуться с большими затратами.

Пилотируемый многоразовый корабль

Для полета на Луну и в космос было бы удобно использовать аппараты, похожие на самолеты. В США создали шаттлы, полеты на которых и в наши дни под вопросом из-за дороговизны. В СССР тоже был печальный опыт создания аппарата такого типа, но он в космос даже не полетел.

Первоначально цели были военными. Узнав о проекте американских шаттлов, в СССР забеспокоились, что они могут использоваться для атаки на страну. Решено было создать аналогичный корабль для перехвата врага. В 1970-х в СССР продолжались попытки запустить систему «Спираль» с похожим многопользовательским аппаратом и самолетом-разгонщиком, выводящим его на орбиту.

Корабль под названием «Буран» запустили меньшее количество раз, чем было построено укрепленных посадочных полос для него. Полос возвели три (на Байконуре, в Крыму и Приморском крае), а пуск состоялся только один раз. 15 ноября 1988 года ракета-носитель вывела «Буран» на орбиту, и тот совершил два витка вокруг планеты. Особенность полета была в его автоматическом режиме, что отличало советский шаттл от американского. Система показала себя неплохо, даже приняв «самостоятельное» решение из-за плохой погоды посадить корабль с незапланированной стороны. Проект прикрыли в начале 1990-х.

Почему проект не был реализован: он дорого стоил для гражданского корабля, а военным был уже не нужен. Затраты на обслуживание и ремонт шаттлов были бы больше, чем на традиционные способы доставки людей и грузов в космос.

Космическое лазерное оружие

Война в космосе заботила не только фантастов, но и военных инженеров. На орбите предполагалось использовать лазеры, способные бить по летательным аппаратам и ядерным боеголовкам.

В 1970-х в СССР начались разработки проекта «Скиф». Результатом стало создание аппарата «Скиф-ДМ» (он же «Полюс»), способного в будущем использовать лазерное оружие. Макет аппарата в 1987 году был поднят ракетой-носителем, но из-за технической ошибки не вышел на орбиту и упал в Тихий океан.

Почему проект не был реализован: «холодная война» подошла к концу, денег на такие проекты не было, а их актуальность становилась все меньше. Тем более американцы таким оружием СССР так и не ответили.

Поворот сибирских рек

Из-за засушливости земли Средней Азии тяжело использовать для сельского хозяйства. Даже те водоемы, которые там есть, имеют тенденцию осушаться. Пример – Аральское море, чье измельчение загрязняет окружающую среду: ветер разносит соль и скопившиеся химикаты.

Еще в начале XX века идею решить эти проблемы путем наполнения южных рек и каналов водой из сибирских рек выдвинул житель Киева. Но на государственный уровень поддержка этой идеи вышла только в 1960-х. Планировалось, что переброска рек не только спасет от катастрофы Арал, но и поможет избежать наводнений в Сибири, решит проблему продовольствия и даже усилит политико-экономическое влияние нашей страны.

Почему проект не был реализован: он был остановлен в связи с «необходимостью дополнительного изучения экологических и экономических аспектов проблемы». Борьба за отмену этого проекта стала одной из самых успешных общественно-научных кампаний в советской истории. О положительных и отрицательных последствиях такого вмешательства в природу говорят до сих пор.

   

Автор: Yodnews.ru