Предки нами бы гордились

Как показал фестиваль «Кустари», нет таких древних ремесел, которые не сумели бы освоить современные мастера

10 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3982 (118) от 10 авг. 2016

Огромный хоровод змейкой извивался на тенистой поляне. «Разрешите поплясать, разрешите топнуть, неужели в этом доме полы могут лопнуть?» – залихватски звучала частушка. Совсем рядом кружился гончарный круг, чуть дальше летели искры кузнечной мастерской, а в глубине поляны мастера-кустари зазывали публику – показать свое искусство, поделиться особенными умениями…

Идею провести фестиваль традиционных ремесел «Кустари» Наталья и Максим Христенко, владельцы мастерской-музея «Жар-птица», что в городе Фокино, вынашивали давно. Но никак не решались. Казалось, это же так сложно – собрать мастеров из разных городов, все организовать. Но в итоге выяснилось: при должном упорстве и сноровке все получится.

– Главное в том, что мы не выставку-ярмарку организуем, в наших глазах не мелькают цифры продаж, – объясняет Наталья Христенко. – Задача фестиваля совсем другая: рассказать всем, кто пришел к нам, о том, как много интересных мастеров в крае, как много народных ремесел развивается, какие неожиданные техники декоративно-прикладного искусства существуют. И не только рассказать, но и показать, и даже дать попробовать свои силы в каком-нибудь диковинном деле.

К нам приехали 36 мастеров из Находки, Владивостока, Большого Камня, Спасска-Дальнего, разных приморских сел, а также восемь коллективов, например, кузница «Ильмень», центр «Истоки» из Артема. Эти люди сделали ремесло своей работой, они состоявшиеся мастера. Все они освоили вековые методы работы, применяют те знания и умения, которые идут к нам сквозь века, которые, казалось бы, мы почти забыли. Вообще, у нас в Приморье традиционные ремесла только начали набирать силу и развиваться, так что расцвет, можно сказать, еще впереди…

Что умеют кустари

Гости, бродившие по поляне «Жар-птицы», только и делали, что диву давались. Тут можно было познакомиться с гончарным и кузнечным делом, с ткачеством и созданием набивных узоров по ткани. Или полюбоваться на точеную деревянную посуду, которую семья Горенко из деревни Рождественка изготавливает и расписывает вручную. Глаз невозможно было оторвать от уникальных корзинок и туесков из бумажной лозы – их мастерит Ольга Стемповская, которая, выйдя по выслуге лет в отставку, сменила расследование уголовных дел на декоративно-прикладное искусство. Да так его освоила, что даже кровати из бумажной лозы создает! А еще можно было отдать себя в руки мастеров мехенди – так называются татуировки, наносимые хной. Или узнать о том, как делать куклы-обереги. Да мало ли что умеют кустари! Это же целый мир...

– Ремесла никогда не умирали, просто они под давлением прогресса как бы отступили на второй план, – говорит Наталья Христенко. – Чтобы доказать это, мы подготовили фотовыставку «Кустари Российской империи». По старым снимкам можно судить, как выглядели люди, занимавшиеся ремеслами полтора-два века назад. И сравнить: вот кустари старые, вот новые. Современные, конечно, выглядят куда более веселыми, красивыми, довольными жизнью…

С загадочной улыбкой прямо на глазах у гостей фестиваля создавала славянскую мандалу «Божье око» мастерица Тара Ройлян.

– Я начала изучать это искусство примерно полтора года назад, – рассказывает она. – Смотрела, как работают другие мастера, спрашивала совета. Очень хотелось этому научиться, и я буквально погрузилась в эту тему. Первые мандалы плела по шесть-восемь часов подряд. А потом поняла, что создание мандалы – это уникальная методика арт-терапии, и стала использовать ее именно в этом ключе. Я часто провожу мастер-классы в детском онкогематологическом центре. Мандала – не просто красивый сувенир, ее создание – это серьезный медитативный процесс, который позволяет вытащить наружу глубоко скрытые чувства и эмоции, разобраться в них, победить страхи… Знаете, когда мы с ребятами создаем первую мандалу, я предлагаю им выбирать нитки с закрытыми глазами. И всегда получается невероятно красиво, всегда все цвета сочетаются между собой. Словно в них звучат радость, вера в лучшее…

Фестивали, подобные «Кустарям», – пока еще редкость в нашем крае. А жаль, ведь здесь можно встретить людей, занимающихся удивительным творчеством! Вот, например, Елена Галямова создает картины из бересты.

– Эта техника была придумана моей мамой, а я уже научилась у нее. Для создания таких работ мы обдираем поваленную березу, – поясняет Елена. – Пейзажная береста – это цельный кусочек коры, на котором мы стараемся увидеть уже как бы нарисованную матушкой-природой картину и просто выделить ее, показать яснее. Такого рода картины создают многие мастера, каждый использует свою технику: выжигание, мозаику, коллаж, акварели. Я работаю с черной акварелью и белой гуашью.

К слову сказать, работы Елены Галямовой выставлялись в Европе, США, Канаде, в других странах и везде вызывали восхищение…

Скромный пир скандинавской королевы

На фестивале царила такая изумительная атмосфера сельского праздника, что уходить просто не хотелось! Надо признать, именно этого и добивались организаторы. А помогали им Василий Даниловский и ансамбль «Традиция», которые и русские да украинские песни пели, и в хороводы людей завлекали, и пляскам народным учили. А тех, кто проголодался, приглашали... в средневековую корчму. Там на открытом огне готовили самую настоящую пищу X–XI веков.

– Мы изучили по найденным в разных источниках сведениям старинную скандинавскую полевую кухню, – рассказывает Ольга Саитгареева, член клуба «Ренессанс». – Мы занимаемся исторической реконструкцией, и нам очень интересно воссоздать все детали быта средних веков, в том числе и кулинарные. Все блюда готовим по рецептам прошлых веков.

В день фестиваля в меню были копченые ребра, рубленые колбаски, курица с карри и сахаром, соус из смородины, овощи на огне, соленые овощи, каша – рис с машем (это бобовая крупа), лепешки викингов и напиток из яблок с шиповником, боярышником и смородиной.

– Мы пытаемся максимально достоверно передать и то, из чего готовили в те времена пищу, и то, как это делали, – делится профсекретами Ольга. – Раньше люди готовили пищу долго, потому что не было всевозможных электрических приспособлений, как сегодня. Кроме того, рацион был очень простым: лепешка, сыр, луковица… Мясо, как правило, не входило в ежедневное меню тех же викингов, они ели кашу, овощи, рыбу. А если добывали мясо на охоте, то устраивали пир. Изысканной пищи, как мы себе это представляем, было очень мало. Если почитать описание пира у какого-нибудь короля, вы удивитесь, как просто они питались. Пища была в первую очередь функцией, а не наслаждением. Вот, к примеру, лепешка викингов. Сделана из ржаной и пшеничной муки очень грубого помола, к ней добавлены зерновые – семена подсолнуха и тыквы, тмин, все это на дрожжевой закваске. Лепешка очень калорийна и энергетична, позволяет быстро насытиться, при этом хранится до месяца. Мы с вами сегодня питаемся намного круче, чем какая-нибудь скандинавская королева, уверяю вас. Но ведь попробовать то, чем питались века назад, очень интересно…

Кстати, слово «интересно» звучало на фестивальной поляне, пожалуй, чаще всего. Интересно здесь было и старым, и малым, и многие искренне признавались в этом. Ведь аналогов «Кустарям» в Приморье нет. Что поразительно, этот удивительный праздник вполне краевого масштаба Наталье и Максиму Христенко удалось организовать и провести на одном лишь своем энтузиазме, без какой бы то ни было помощи со стороны администраций края или ЗАТО Фокино. Но, возможно, и там теперь кто-то заинтересуется, ведь такой замечательный почин нужно поддерживать и развивать.

      

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ