Кому праздник, а кому – работа

Владивосток способен проводить развлекательные мероприятия любого уровня

10 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3982 (118) от 10 авг. 2016
73175f6cbae589a0d6ef152d1a6cf94c.jpg

Особый колорит приморской столицы складывается, как мозаика, из огромного количества различных элементов и традиций. Которые, в свою очередь, подчеркиваются, выделяются и закрепляются на многочисленных культурных мероприятиях. Владивосток – город спортивный. Как доказательство – баскетбольный турнир Pacific Open. Владивосток – город молодежный. Пожалуйста – международный фестиваль V-ROX. Мы любим свой город – с размахом отмечаем день рождения Владивостока. Мы любим свою природу – проводим экологический праздник в День тигра.

Примечательно, что все эти мероприятия проходят при технической поддержке МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей». Приморская столица полна жизненной энергии, и обеспечивать ее бесперебойный ток доверили зарекомендовавшим себя профессионалам.

А помнишь, как все начиналось…

В 2010 году, в преддверии 150-летия города, муниципалитет закупил такой объем сценического оборудования, которого нет во всем регионе. С тех пор оно не пылится на складах. Концерты в рамках саммита АТЭС, Дни Латинской Америки, фестиваль баскетбола Pacific Open, рок-фестиваль V-Rox, День города, День молодежи и многое другое – все эти мероприятия прошли на высоком художественном и техническом уровне. Горожане могли убедиться в этом воочию, посетив концертные площадки.

Но вот праздник закончен. Зрители благодарят артистов, артисты – зрителей. Все разошлись. Остались пустая сцена и работники МУПВ «ВПЭС», которые разбирают конструкции. Пришло время пролить свет на тех специалистов, которые находятся в тени, но без которых невозможен ни один городской праздник.

На данный момент МУПВ «ВПЭС» обладает одним из самых больших объемов сценических конструкций на Дальнем Востоке.

– С 2010 года во Владивостоке началась новая практика проведения мероприятий, – рассказывает Марина Сотникова, заместитель директора по экономике МУПВ «ВПЭС». – На 150-летие города был закуплен большой объем оборудования. Это позволило обеспечить не только проведение Дня города, но и праздничных мероприятий к саммиту АТЭС-2012, а также вывести на новый уровень масштаб и качество городских концертов.

Что было раньше? Шесть лет назад в представлении организаторов любое мероприятие имело достаточно примитивную конструкцию. Устанавливалась сцена – по сути, подиум с самой простой отентовкой. Оборудование – лампы, прожекторы и прочее – крепилось к каркасу. Звуковая аппаратура ставилась, как правило, на землю. На тот период царило правило «необходимо и достаточно». Свою роль концерты выполняли – веселили народ.

Но вот Владивосток с размахом отметил свое 150-летие, провел саммит АТЭС – и специалисты почувствовали, что слово «достаточно» в этом тандеме потеряло актуальность. Почувствовали, что можно лучше, можно ярче. Стандартных вещей стало недостаточно. Захотелось экспериментов, реализации художественных замыслов.

На вооружении МУПВ «ВПЭС» оказались и опыт в организации масштабных мероприятий, и оборудование, соответствующее мировым стандартам и находящееся в первых строках райдера мировых звезд. И самое главное, появилась команда, готовая взяться за решение задач любой сложности.

Креатив прилагается

Когда есть предложение, появляется и спрос. Организаторы мероприятий и промоутеры ощутили большую свободу в выборе идей.

– Металлические конструкции, которые имеет предприятие, в какой-то мере можно сравнить с конструктором «Лего», – отмечает Марина Сотникова. – Это строительный материал. И мы с его помощью можем воплотить любые проекты, реализовать любую идею, если уметь правильно согласовать их с возможностями конструкций.

Для этого, конечно, требуется не плоскостное, а трехмерное воображение.

– Проект рождается в голове сам, когда понимаешь авторский замысел и то, сколько потребуется оборудования, – объясняет Андрей Козлов, начальник отдела эксплуатации сценического оборудования МУПВ «ВПЭС». – Не всегда организаторы приходят с готовым решением. Поэтому создавать проекты иногда приходится своими силами. Правда, часто поступает готовый райдер по схеме сцены, развеске световых приборов, звука и т.д. Артист приезжает на все готовое. Самым интересным, пожалуй, был райдер группы «Мумий Тролль» на концерте в 2014 году. Чтобы обеспечить все их пожелания, мы собирали световое и экранное оборудование по всему городу.

Конструктив позволяет решать любые задачи. От мелких (из него, например, строятся зимой ледяные горки на центральной площади) до масштабных.

– Финальная часть фестиваля Pacific Open проводится на открытой площадке – таковы мировые стандарты, – рассказывает Андрей Козлов. – Все мероприятия проходят на площади. Там фактически с нуля приходится возводить целый спортзал с трибунами, раздевалками и т.д. И имеющиеся на складе конструкции позволяют полностью закрыть все нужды.

Кстати, в этом году во время проведения Pacific Open крыша сцены может переместиться со сцены на трибуны. Организаторы стараются сделать так, чтобы кровля была над зрителями, а не над площадкой.

Наличие такого сценического комплекса подстегнуло конкурентов, которые тоже озадачились приобретением нового высококлассного оборудования, и сейчас у нас в городе достаточно соперников на рынке профильных услуг. Уровень, который они обеспечивают, сильно возрос.

Шум за сценой

Если опустить все согласования и вопросы документооборота, то подготовка к мероприятию начинается с того, что примерно за неделю до дня «икс» на площадку выезжает бригада рабочих, ставятся ограждения, нанимаются охранники. Потом происходит завоз металлоконструкций. Размечается площадка. С использованием лазерных нивелиров выставляется нулевой уровень.

Во время монтажа привлекается кран. Он поднимает крышу сцены. Крыша сделана из стали и обеспечивает устойчивость конструкции в любых погодных условиях. Неоднократно мероприятия сопровождались штормовым ветром. Конструкция каждый раз доказывала свою полную профпригодность.

– Сцена имеет большой запас прочности, обеспечивая безопасность и артистов, и зрителей, – замечает Марина Сотникова. – Она несдуваема, непромокаема и может работать в любую погоду. Главное, если МУПВ «ВПЭС» ставит сцену, то никаких казусов во время выступления не возникнет. Мы просчитываем все нагрузки – от зрительской на трибунах до ветровой. Если намечается непогода, штормовой ветер, то работники в обязательном порядке принимают меры по укреплению конструктива. К тому же предприятие осуществляет полное техническое сопровождение мероприятий. Сотрудники присутствуют во время концерта, следят за состоянием сцены, за звуком, светом и в случае возникновения неисправности исправляют ее на месте.

Рассредоточение звука

Затем рабочие приступают к монтажу звукового и светового оборудования. Колонки подвешены на тросы и скрыты от зрителей за тентом. Далее специалист предприятия «озвучивает» площадку. Центральная площадь, набережная Спортивной гавани или другое место – у каждого своя география, неповторимый ландшафт. Требования: слышно должно быть везде, в каждом участке площадки. А значит, важно правильно распределить аппаратуру, направить звук.

В штате имеется сотрудник, который отвечает за звучание всей системы. Конечно, оборудование с мировым именем, оно изначально звучит правильно. Но есть и второй момент: условия площадки. Здесь важны уши человека, который систему настраивает. Важно, что он имеет представление о культуре звука, о санитарном уровне звукового давления. И еще немаловажно, что у него есть вкус.

Кстати, на площади мы слышим звучание санитарного уровня – 120 децибел. Конечно, и современный домашний кинотеатр способен выдавать такую мощность. Но, согласитесь, одно дело – «озвучить» квартиру и совсем другое – площадь.

– Часто наш акустический массив забирают в аренду в Хабаровск и на Сахалин, иногда в Уссурийск, – говорит Марина Сотникова, – потому что известные музыканты, выступающие на этих территориях, требовательны к качеству звука. И только наша техника может их устроить.

Пары и головы

Готовая сцена – это порядка 300 киловатт только световых приборов. А еще звук, спецэффекты, дым-машина, сценические вентиляторы.

Простейший классический осветительный прибор – пар. Это круглая галогенная лампа в корпусе. Их обычно используется около сотни. Сто штук – 100 киловатт статичного освещения. Легкая арифметика и легкая установка. В принципе, на таких лампах можно построить любую световую картину. Но не в этом интерес.

А если добавить к статичному освещению динамику? Подключить к работе так называемые поворотные головы, гуляющий по сцене свет. Добавить сюда же приборы малафеи – небольшие, но мощные лампы, которые используются для работы на публику: они вспыхивают в нужное время, в сильные музыкальные доли. Добавить сюда же трехкиловаттный стробоскоп. Разместить на сцене светодиодные экраны.

– Света много не бывает, – замечает Андрей Козлов. – Если спросить любого художника по свету, сколько ему нужно оборудования, он скажет: давайте все, что есть. Любой световой прибор – инструмент в реализации какой-то идеи. Чем больше приборов, тем больше возможностей.

И немного о погоде

Сотрудники МУПВ «ВПЭС» всегда учитывают метеоусловия.

– Так как работаем не первый год, то розу ветров и основные направления изучили прекрасно, – говорит Андрей Козлов. – Готовы к любым капризам. В основном у нас преобладает либо северо-западный, либо юго-восточный ветер. Они диаметрально противоположны по своим характеристикам. Стоять на площади при юго-восточном спокойно. Например, в 2013 году перед Днем города состоялось выступление теноров. Был страшный тайфун. Но сцена осталась сухой, все оборудование работало нормально. Зрители, правда, ушли мокрыми. Ветер дул так, что зонтики вырывало из рук.

Северо-западный ветер – совсем другое дело. При шторме с дождем сцену, как ее ни зашивай, все равно зальет водой.

– Можно перенести сдачу участка дороги или стадиона, но не начало общегородского концерта, – продолжает Андрей Козлов. – Если он должен начаться в семь, то и начнется в семь. Иначе зрители будут просто расстроены и разочарованы. И мы должны укладываться в сроки. Например, на прошлый фестиваль V-ROX, который сопровождался шквальным ветром и ливнем, мы сделали штормовое усиление конструкций. Конечно, выступавшие музыканты почувствовали капризы нашей погоды на своей коже. Но сама сцена, оборудование, звук, свет – все выстояло прекрасно. Мероприятие прошло гладко. Поэтому тайфуны мы форс-мажором не считаем.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ