Океанцев учили азам финансового успеха
Во Всероссийском детском центре «Океан» прошел экономический ликбез. Перед ребятами, приехавшими сюда со всей страны, выступил председатель НП «Лига финансовых институтов» Александр Ивашкин.
Полтора часа лекции о деньгах, бюджете домохозяйств, интернет-мошенничестве, работе финансовых институтов и предлагаемых ими продуктах и даже о том, какую выбрать профессию, казалось, пролетели как один миг. Ребята засыпали вопросами лектора. Их интересовало буквально все: происхождение денег (немало подростков считали, что купюры сами собой «заводятся» в кошельке родителей), на что надо тратить карманные средства, как, применив теорию вероятности, можно рассчитать вероятность наступления страхового случая, как брать кредиты и расплачиваться за них, плюсы и минусы банковских вкладов…
Их стремление узнать о возможностях этих финансовых продуктов говорит о том, что большинство взрослых не привлекают своих чад к планированию семейного бюджета, не обсуждают с ними денежные проблемы. И это в корне неправильно, считает авторитетный финансист.
– Юным гражданам негде учиться финансовой грамотности. Родители этим не занимаются, нет и такой дисциплины в программе средней школы, – сетует Александр Ивашкин. – Детей научили, как найти полярную звезду на небосклоне, но они не могут грамотно распорядиться собственными финансами. Например, понятие «взять в кредит» путают с рассрочкой платежа – необходимость платить проценты за пользование заемными средствами стало для многих новостью! И этот перекос в образовании не настораживает чиновников, ответственных за разработку школьных программ. А ведь финансовая необразованность детей приводит к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте. Надо с малого возраста приучаться отстаивать свои финансовые права и принимать грамотные инвестиционные решения даже на уровне личного бюджета, – уверен Александр Ивашкин. – Важно не только разъяснять, что такое финансовые продукты и как ими пользоваться (права потребителей, банкинг, страхование, налогообложение, финансовое мошенничество, платежные системы и пр.), но и учить ребят связывать желания и возможности исходя из собственного бюджета. То есть учитывать не только свои доходы, но и расходы. Надо учить делать накопления и двигаться к поставленным финансовым целям, понимать и использовать по назначению возможности современных финансовых инструментов.
К сожалению, нынешний финансовый рынок ассиметричен, порой строится на обмане, буквально «впаривании» неискушенному потребителю недостоверной или неполной информации, как, впрочем, и любой финансовый рынок практически любой страны.
Например, реклама легкого и быстрого заработка – ведь это, по сути, использование простых человеческих слабостей. Как часто люди видят только потенциальную прибыль и совсем не замечают поджидающих их рисков…
Поэтому уроки семинара в «Океане» строятся на разъяснении простого экономического закона – соотношения риска и прибыли. Научиться этому совсем несложно, а можно даже весело, если внести игровой элемент. Поэтому уроки финансовой грамотности пользуются большой популярностью в «Океане». Их слушатели учатся постигать секреты успешных финансовых решений, овладевать жизненным опытом и строить светлое будущее свое и своей страны.
Автор: Александр КАРАСЕВ