Игры в бизнес
Постигать основы предпринимательства лучше всего с детства
Нынешним детям гораздо легче освоить основы бизнеса, чем их родителям, считает Ксения Марченко, практикующий бизнес-тренер.
– Взрослые воспринимают мир очень серьезно и предложение организовать свое дело оценивают через призму «получится – не получится», – объясняет Ксения Марченко. Она проводит мастер-классы для школьников города в рамках мероприятий, организованных Молодежным ресурсным центром при администрации Владивостока.
По мнению Марченко, дети могут начать собственное дело уже в начальной школе, просто приняв это как еще одну интересную игру, в которой можно как выигрывать, так и проигрывать.
– Проигрыш в жизненной ситуации – это очень обидно и может отбить желание попробовать свои силы еще раз. Но если это воспринимать как игру, то отношение будет совсем другое: «А попробую я заработать первые 100 рублей!» Если не получается – ничего страшного, ведь это игра, когда неудача просто отнимает у персонажа несколько очков. И их можно восстановить, а затем и вовсе выйти на новый уровень.
Без куража не выловишь и рыбку из пруда
Рассказывая простым и понятным языком об азах бизнеса, леди-босс поделилась собственным опытом построения компании и ведения финансов.
– Очень важно вознаграждать себя. У меня долго не было развития, потому что старалась все заработанные деньги сложить в кубышку. Но скопить требуемую сумму не получалось, всегда находились какие-то причины для расходов, – признается бизнес-тренер. – Например, ломалась стиральная машинка или велосипед. И приходилось накопленные деньги тратить на ремонт. А когда стала себя вознаграждать, то, во-первых, увеличился оборот денег, во-вторых, зарабатывать стало гораздо веселее. Сейчас могу себя наградить поездкой за границу и делаю это несколько раз в год. А раньше никуда не ездила. Весь секрет в кураже: вот потратил ты деньги на себя и понимаешь, что теперь надо заработать еще больше. И начинаешь работать с удвоенной энергией. Кстати, все крутые бизнес-империи были построены именно на кураже.
Лучшим стартапом для первого заработка может стать хобби. Поэтому беседа с ребятами началась с домашнего задания: расчертить тетрадный листок на три графы. В первой описать все, чем любите заниматься: от танцев и футбола до поедания мороженого и просмотра мультфильмов. Вторую графу лучше заполнить вместе с родителями – они подскажут, что из перечисленного в первой графе может быть полезно для всех людей. Например, любите кофе и умеете его варить. Есть и другие гурманы, которые готовы платить деньги тем, кто им этот напиток приготовит.
Младшеклассник торгует петрушкой с подоконника
– Мой 8-летний ребенок очень любит копаться в земле, стоит его привезти к бабушке – и из огорода чадо за уши не вытащишь. Как вы думаете, чем он занялся в качестве юного предпринимателя? Выращивает зелень на подоконнике и продает ее соседям, – с гордостью поделилась Ксения. – Конечно, мы с ним предварительно проштудировали литературу, чтобы узнать, в каких условиях зелень лучше всего растет и нужно ли ее удобрять, где брать семена, какие подойдут горшки и т.д. Зелень соседи охотно раскупают – она экологически чистая, не опрыскивалась никакими химикатами.
Чтобы также начать свое дело, и нужны были первые две графы: сложите «нравится мне» с «нужно людям» и получите ваше призвание. Главное, выбрать то, что у вас получается лучше всего. Может, посещаете кружок юных радиолюбителей или хорошо танцуете? Есть ребята, которые идеально убирают в квартире или ухаживают за домашними животными. Любое свое умение можно обернуть в звонкую монету. Если не хватает знаний по выбранному призванию, их можно получить в Интернете – там сейчас размещено много обучающих мастер-классов.
Мечтать не вредно
– У вас есть мечта? Второе домашнее задание позволит мотивировать себя. Заведите отдельную тетрадь, в которую запишите 100 желаний: с кем хотели бы познакомиться, где побывать и что изучить. И не стесняйтесь, не ограничивайте себя в мечтах, – подбадривает Марченко. – Однако одних мечтаний мало, нужно поставить цель. Чем она отличается от мечты? У цели есть конкретные показатели. Мечта – это «хочу собственное авто», цель – купить 600-й мерседес черного цвета с кожаным салоном и деревянной панелью. После чего станет понятно, какая сумма денег нужна для воплощения вашей мечты и к какому сроку вы хотите получить желаемое. Только дата тоже должна быть реальной. Понятно, что обычный школьник и за два года на авто не заработает, хотя в мире есть примеры, когда в миллионеры выбивались в очень юные годы. Я имею в виду 16-летних подростков, у которых на счетах в банках уже имеются миллионы долларов. И вы можете стать такими же людьми, главное – начать действовать. Невозможно, ничего не делая, получить желаемое.
Как же действовать? Чтобы добиться цели, ее нужно пошагово расписать. Допустим, чтобы приобрести тот же 600-й мерседес через пять лет, нужно каждый год, месяц и даже день в течение этой пятилетки расписать так, чтобы заработать желаемую сумму. При этом учитывая, что кроме денег на воплощение мечты придется определенную сумму тратить на жизнь – питание, одежду и тусовки с друзьями.
– «Бизнес-каникулы» в молодежном клубе «Антресоль» проводятся еженедельно. Здесь юные горожане получают новые знания о том, как построить свою карьеру и стать успешным человеком в будущем, – говорит Андрей Волков, директор МКУ МРЦ при администрации Владивостока. – Проводятся тренинги, которые помогают юношам и девушкам выбрать будущую профессию. Мастер-классы, которые ведет для владивостокских школьников Ксения Марченко, учат школьников реализовать свои мечты, раскрыть таланты. Ведь работа, которая доставляет удовольствие, может и прибыль приносить. Участие в мастер-классах бесплатное, нужно лишь зарегистрироваться по телефону 222-22-94.
Справка «В»
Ксения Марченко. В 2007 году совершила стартап в бизнесе, открыв во Владивостоке собственное праздничное агентство. За девять лет вывела его в передовые, параллельно основав еще две фирмы в разных сферах народного хозяйства. Количество фирм в своем холдинге планирует увеличить до десяти. Разработала для подростков специальную программу, в которой использовала международный опыт обучения детей предпринимательству.
Автор: Вадим КОЧУГОВ