Не катастрофой единой

Разбитая проселочная грунтовка – в ямах и глубоких лужах; чумазые, но милые дети, играющие тряпочными самодельными куклами; пацаны в обносках, чья работа – громко петь в поле, чтобы отгонять воробьев… Очень трудно соотнести эти реалии со словом «Япония». А меж тем так оно и есть, точнее, было.

26 май 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3940 (76) от 26 май 2016

Выставка «Тохоку: природа, люди, жизнь», начавшая свою работу в музейно-выставочном комплексе ВГУЭС, открывает перед посетителями удивительные возможности – окунуться в жизнь огромного региона Страны восходящего солнца и увидеть, каким он был в середине прошлого века и каким стал сейчас.

– Главное – в том эмоциональном посыле, который несет выставка, – отмечает Надежда Сухарева, директор музейно-выставочного комплекса ВГУЭС. – Все помнят землетрясение и цунами 2011 года, которые обрушились на Японию. Так вот, регион Тохоку состоит из шести префектур – Аомори, Иватэ, Акита, Мияги, Ямагата и Фукусима. Именно на эти области в 2011 году и пришелся удар стихии. Тогда весь мир узнал про Тохоку, но такая известность никого не могла радовать.

И то, что сегодня можем увидеть не трагический Тохоку, а интересный, многогранный, без глянца, очень радует.

Когда генеральное консульство Японии обратилось к нам с предложением провести именно у нас эту выставку, мы с радостью пошли навстречу. Это настоящий подарок для владивостокцев – к нам «Тохоку: природа, люди, жизнь» приехала после того, как ее видели Пекин, Москва, Рим, США. Выставка предназначена для тех, кто интересуется Японией, а также для ценителей художественной и документальной фотографии – есть такие снимки, от которых глаз не оторвать, чистое эстетическое наслаждение.

На выставке представлены фотографии, снятые девятью разными японскими мастерами в разные периоды жизни региона. Часть снимков, без сомнения, уникальна – такую Японию владивостокцы не видели, ведь фото Тэйсукэ Тиба и Итиро Кодзима были сделаны в 1940–1960-х годах.

Женщины, чей возраст невозможно определить, – такие у них загрубелые, уставшие лица – несут в мешках уголь. Деревня с горячими источниками запущенная, грустная… Да, эта сельская Япония середины прошлого века нам действительно незнакома. И как после таких снимков интересно взглянуть на работы Масатуси Найто, который снимал статуи из буддийских храмов региона, или Мэйки Лиин, чьи фото природы Тохоку одновременно изысканны и естественны: «Осенние листья и ранний снег», «Сакура на фоне тумана», «Обледеневшие деревья на фоне заката»…

Особенно интересно взглянуть на снимки Масару Тацуки, в объективе которого – нынешние будни префектуры Мияги, или на работы проекта «Сэндай» – целая группа фотографов снимала улочки и фасады домов городка Сэндай, показывая, как в Тохоку XXI века иногда проступают черты века ушедшего.

– Мы не впервые проводим во Владивостоке передвижные выставки, рассказывающие о разных аспектах жизни Японии, и всегда они пользуются большим интересом у жителей города, – сказал консул Харада Коичиро. – Так что как только узнали, что Японский фонд возит по миру «Тохоку: природа, люди, жизнь», то попросили привезти ее во Владивосток.

Главная идея выставки, на мой взгляд, такова: после трагедии 2011 года о регионе Тохоку узнал весь мир. В 2012-м была создана эта выставка – жители региона, власти префектур хотели, чтобы люди всего мира перестали ассоциировать его только с этой трагедией. Мне было интересно смотреть на снимки 40–60-х годов, потому что в это время только появились на свет мои родители, я словно увидел Японию их глазами. Так что даже для японцев эта выставка – открытие и сюрприз. 

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ