Про идиотов и клещей
Что бывает, когда люди относятся к своему здоровью безответственно
В Приморье растет число пострадавших от укусов клещей: с начала сезона к врачам обратилось уже почти 400 человек, на 3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Казалось бы, приморцы, как никто другой, знают, чем опасны клещи, однако и среди них хватает тех, кто отмахивается от этой опасности, как от какой-то мелочи. Поэтому предлагаем вашему вниманию опубликованную в сети Интернет статью, которая на понятном примере и доступным языком еще раз разъясняет «клещевой вопрос». Стилистика автора сохранена.
Я – бывший научный сотрудник, а ныне инженер-биотехнолог, последние 7 лет занимаюсь клещевыми инфекциями, в частности, разработкой, апробацией и производством тест-систем для их диагностики. Вероятно, в силу профдеформации я считала, что опасность клещей очевидна всем. Без деталей, но очевидна. То есть те, кто далек от клещей и инфекций, наверняка знают, что укус клеща – это крайне плохо. Выяснилось, однако, что идиоты, лечащие энцефалит парацетамолом, живут среди нас и с виду вполне вменяемы.
Собственно, на написание этого текста меня подвиг случай с моим знакомым. Весьма уважаемый мною человек и, на мой взгляд, гораздо более здравомыслящий и практичный, чем я. Этот прекрасный гражданин отказался от поездки на интересное мероприятие по причине того, что он болеет. В ходе расспросов выяснилось, что где-то по дороге из Владивостока в Питер его укусил клещ. Прошло три недели, температура подскочила под 40, началась лихорадка – и все это «успешно» лечилось парацетамолом и горячим чаем с лимоном.
В ходе получасового (!) разговора с кучей медицинских терминов и трехэтажного мата удалось убедить его сдать кровь на клещевые инфекции. Результаты анализов: боррелиоз – точно, энцефалит под вопросом. Результат разговора с очень качественным инфекционистом: по внешним проявлениям больше похоже на энцефалит. Результат разговора с больным: «Что-то мне подсказывает, что это не боррелиоз», «Я сейчас не могу в больницу лечь – у меня работа. Если лягу в больницу, я эту работу потеряю», «Ну да, я понимаю, что могу ослепнуть/оглохнуть/заработать паралич, но Я ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК И ПРИМУ РЕШЕНИЕ САМ».
Для всех самостоятельно принимающих решение сказочных идиотов, а также просто для тех, кто не в теме, эта информация к размышлению.
Про клещей и инфекции
Клещевых инфекций жесть как много. Помимо энцефалита и боррелиоза, которые более или менее на слуху, это еще и бабезиоз, риккетсиоз, грануцитарный анаплазмоз, моноцитарный эрлихиоз и другие язык-сломать-можно инфекции. Все это можно получить, едва клещ вас укусит: возбудители всей этой гадости живут в его слюне. Но не у каждого клеща и не полным набором. Тут как со случайным сексом без презерватива: не факт, что после него у вас найдут СПИД, гепатит С, сифилис и гонорею. Но и не факт, что все это пройдет мимо вас. Возвращаясь к клещам: вероятнее всего (и страшнее всего) заработать энцефалит и боррелиоз.
Чем это грозит
Энцефалит. При отличном раскладе отделаетесь легким испугом, при хорошем – умрете. Но, вероятнее всего, вас парализует. Скорее всего, руки или одну из них. Это навсегда и не чинится. Вдобавок можете ослепнуть и/или оглохнуть.
В принципе, если у вас есть талант и мужество, сможете сделать карьеру в науке. Пример есть – Михаил Чумаков. В 28 лет поехал в Сибирь изучать свирепое и неизвестное на тот момент заболевание. Заболевание оказалось клещевым энцефалитом, а Михаилу пришлось реализовывать на себе свои же идеи на тему того, как это лечится. В итоге он не только выжил, но и, оглохший и частично парализованный, еще десятки лет занимался изучением заболевания, от которого так жестоко пострадал. Очень много чего достиг на этом поприще и в довершение всего завещал свой труп институту. Чтобы коллеги изнутри изучили человека, 56 лет проболевшего энцефалитом.
Все, кого героическая перспектива плевать в лицо болезни и смерти не прельщает, имейте в виду следующее: если вас укусил клещ в европейских краях, скорее всего, обойдется. Здесь и клещи не особо заражены – по разным данным, от нескольких процентов до нескольких десятых процента, а умирают от клещевого энцефалита два человека из тысячи. Но это не значит, что повезет именно вам.
Если вас укусил клещ в Сибири или на Дальнем Востоке, все гораздо грустнее. Вам может достаться дальневосточный энцефалит, а от него (если не обращаться к врачам. – Прим. ред.) из 100 заболевших умирают 80. Возможно, эта цифра была бы несколько меньше, если б не уровень финансирования медицины и «легкость», с какой нужно добираться до больниц в этих краях, но даже с учетом этих факторов она пугает.
Боррелиоз. Начнется все с высокой температуры и колечек на месте укуса (по-научному – эритема). Потом тоже паралич, только на этот раз проблемы не с руками, а с лицом. Потом проблемы с суставами (например, дикие боли в них до такой степени, что двигаться невозможно), с сердцем, зрением, слухом. Потом кожа истончается, становится сухой, как пергаментная бумага, и идет синюшными пятнами. В общем, проблем становится много. Некоторые граждане, страдающие хроническим боррелиозом, уверяют, что это хуже, чем энцефалит. Правда, уверяют меня, а не тех, у кого хронический энцефалит.
Что делать, пока не укусили
Прививку от энцефалита. Прямо сейчас ее делать уже поздно, а вот если вы про это вспомните в следующем феврале, то как раз к сезону успеете сделать. Имейте в виду, что она трехэтапная: колоть будут три раза с определенным интервалом. Если вы уже болели энцефалитом, то иммунитет у вас пожизненный (если заболеете повторно – станете открытием в медицине). Прививка считается самым действенным средством. При наличии выбора берите импортную вакцину.
От боррелиоза прививок нет. Опять-таки, если вы уже болели, ничто не мешает подцепить его повторно.
Что делать, если укусили
Первое: аккуратно вытаскиваем клеща ниткой либо специальной ручкой-лассо. Продается в магазинах для туристов, аптеках, зоомагазинах. Принцип работы такой же, как у нитки. Цель – вытащить клеща целиком, не оторвав башку, где слюнные железы, в которых боррелии, вирусные частицы либо еще какая-нибудь зараза. Если оторвали башку, выковыривайте ее теперь, как занозу, иголкой. Не забудьте прокалить иголку в пламени зажигалки.
Второе: засовываем клеща в баночку или флакончик – лишь бы довезти до лаборатории. Клеща не давим.
Третье: сдаем клеща на анализ в СЭС. Если клещ оказался болен, это еще не значит, что вы 100 % больны. Но профилактически вас таблетками накормят.
Четвертое: через 10 дней после укуса сдаем кровь на боррелиоз и энцефалит. Через две недели – на иммуноглобулины М к энцефалиту, через три недели – на иммуноглобулины М к боррелиозу. В идеале вам это все должен врач рассказать, но идеал бывает не всегда.
С положительными результатами анализов идем к врачу. И не тянем с походом. Тот же боррелиоз очень хорошо лечится на ранних стадиях.
Хронические заблуждения
1. Клещи не прыгают на вас с деревьев. Они вообще не прыгают. Они заползают из травы либо с кустов (выше 1–1,5 м на кусте клещ обычно не поднимается).
2. Если у вас энцефалит/боррелиоз, это не заразно для окружающих – можете чихать на них сколько хотите. Но если у вас энцефалит и вы – кормящая мать, есть опасность передать его ребенку через молоко. Кстати, энцефалит можно заработать, попив некипяченое козье молоко.
И еще. Есть клещевые инфекции, которые не так страшны, как энцефалит с боррелиозом. Обнаружили их всего пару десятков лет назад. Соответственно, на них вас проверят далеко не в каждой лаборатории. Так что если после укуса клеща результаты на боррелиоз с энцефалитом отрицательны, но вы уже второй месяц валяетесь в больнице с температурой, болью во всем теле, поносом и диагнозом «ОРВИ под вопросом», то ищите хорошего инфекциониста. Потому как вполне возможно, что у вас, к примеру, гранулацитарный анаплазмоз. Скорее всего, вы выживете и не получите последствий, как при боррелиозе или энцефалите. Но два месяца в больнице с неясным диагнозом – это плохой способ провести лето.
Автор: По материалам сети Интернет