Малая авиация залезла в большие долги

Имущество авиаперевозчиков Приморского края заложено в банке

22 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3923 (59) от 22 апр. 2016

Приморская малая авиация летает, образно говоря, на одном крыле: имущество находится в залоге у банкиров, а пользование аэропортами и содержание авиатехники обходится в многомиллионные суммы, которых у авиаперевозчиков просто нет.

Сахалинской авиакомпании «Аврора» пришлось несколько раз обращаться в арбитражный суд, чтобы заставить Приморское краевое государственное унитарное авиационное предприятие «Пластун-Авиа» вернуть многомиллионные долги.

Очередное решение суда, обязывающее приморцев расплатиться, вступит в законную силу 5 мая текущего года.

А первое судебное заседание прошло еще 28 октября 2015 года. Сахалинцы потребовали взыскать с приморских авиаперевозчиков ни много ни мало 38,5 млн рублей за организацию авиаперевозок. Плюс почти 1 млн рублей – неустойка по договору. В эту сумму предприятие с именем богини утренней зари оценило свои услуги по содержанию, организации и осуществлению технического обслуживания двух самолетов малой авиации (DHC-6 Series-400 Twin Otter), принадлежащих КГУАП «Пластун-Авиа».

Бюджет есть, а денег нет?

На суде представитель «Пластун-Авиа» не стал оспаривать требования истца. Но заявил: заплатить за содержание малой авиации, принадлежащей краевому предприятию, не может. Причина – отсутствие финансирования со стороны администрации Приморья. При этом авиатор делал особый акцент на том факте, что компания «Пластун-Авиа» неоднократно обращалась в отраслевой департамент промышленности и транспорта с просьбой об увеличении средств из краевого бюджета на содержание и техническое обслуживание аэродромов гражданской авиации, воздушных судов, находящихся в собственности Приморского края. А также на приобретение имущества, необходимого для осуществления пассажирских авиаперевозок в Приморье.

В качестве подтверждения авиаторы представили суду пять писем, отправленных в администрацию Приморского края с февраля по август 2015 года.

Стоит заметить, что компания-перевозчик имела полное право получить субсидию согласно закону о краевом бюджете на 2015 год, где в ст. 9 п. 7 написано, что субсидии предоставляются «авиационным предприятиям на возмещение затрат на содержание и организацию эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации воздушных судов, находящихся в собственности Приморского края, а также на приобретение имущества, необходимого для осуществления пассажирских перевозок на местных воздушных линиях в Приморском крае». Закон принят Законодательным собранием Приморского края и подписан губернатором. Вот только этих самых субсидий «Пластун-Авиа» так и не получил, поэтому и оказался многомиллионным должником.

Полеты наяву, деньги – во сне

Как же получилось, что «Пластун-Авиа» совершал вылеты, зная, что не может расплатиться за них?

Дело в том, что, как следует из материалов судебного разбирательства, не летать было нельзя: от авиаторов требовали выполнения программы «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013–2021 годы», утвержденной постановлением администрации Приморского края в декабре 2012 года. Согласно договору между двумя предприятиями ежеквартальные выплаты «Пластун-Авиа» в пользу «Авроры» составляли более 14 млн рублей. Кроме того, еще по 7,2 млн уходило на формирование резерва на проведение капитального ремонта и приобретение необходимых запасных частей.

И вот в марте 2015 года АО «Авиакомпания «Аврора» выставляет счета на оплату за второй и третий квартал на общую сумму 42,664 млн рублей. Но все, что смогло выплатить КГУАП «Пластун-Авиа», – это 5 млн рублей. «Аврора», не дождавшись возмещения затрат, обратилась в арбитражный суд.

Активы отдали в залог

Так, 29 марта нынешнего года «Аврора» вновь подает иск в суд. На этот раз требуя взыскать с «Пластун-Авиа» чуть более 2 млн рублей. Эти деньги сахалинцы требовали в качестве неустойки по договору. Суд требование истца поддержал, добавив к этой сумме еще 33 тыс. рублей судебных расходов.

Представитель КГУАП «Пластун-Авиа» вновь сослался на ненадлежащее исполнение денежных обязательств администрацией Приморского края по содержанию и организации эксплуатации воздушных судов. И попросил освободить его от ответственности в виде начисления неустойки. Однако судья напомнила: недофинансирование учреждения не является основанием для освобождения его от ответственности. Поэтому вердикт был вынесен в пользу истца. Теперь авиационному предприятию «Пластун-Авиа» предстоит выплатить требуемые сахалинцами средства.

Бедственное положение приморского авиаперевозчика КГУАП «Пластун-Авиа» подтверждает и то, что активы предприятия практически ему уже не принадлежат: два самолета DHC-6 и два вертолета санитарной авиации находятся в закладе у одного из московских банков. Не хотелось бы, чтобы в итоге авиатехника, купленная, кстати, на деньги приморских налогоплательщиков, была изъята финансистами за долги.

Справка «В»

Согласно сайту Госзакупок первый самолет DHC-6 TwinOtter 400 был приобретен администрацией Приморского края у авиационной корпорации «Витязь» (Москва) в 2014 году за 332,89 млн рублей. Примерно за такую же сумму был приобретен и второй самолет.


Автор: Вадим НАУМОВ