Морской город обзаводится новыми парками и набережными

Какие перспективные проекты одобрил градостроительный совет

20 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3921 (57) от 20 апр. 2016
d574c605c80950e7ec5af9c3186568c1.jpg

Архитекторы как кутюрье: перекраивают побережье, одевают бухты в набережные, украшают сопки небоскребами

Концепцию пешеходной набережной в бухте Федорова и Парка воинской славы на полуострове Назимова, а также другие архитектурные проекты, призванные изменить облик города, обсуждали на очередном градостроительном совете в администрации Владивостока. Эксперты назвали все проекты интересными, но отметили, что задумки авторов требуют доработки.

Отдых возле моря – всеобщая мечта

Проект второй очереди яхт-клуба «Семь футов» в бухте Федорова и прилегающей к ней набережной вызвал всеобщее одобрение. К тому же Владивосток давно нуждается в еще одной стоянке для катеров и лодок.

По словам главного архитектора проектов – представителя ООО «Архфонд» Вячеслава Саковского, инфраструктура приморской столицы не вполне соответствует требованиям для проведения масштабных спортивных соревнований по парусному или гребному спорту. Имеющиеся на акватории Амурского залива три яхт-куба малы по вместимости и уже заполнены, так что не могут принять на стоянку иностранные спортивные яхты, которые приходят во Владивосток на мероприятия.

Пешеходно-прогулочные набережные тоже пока что охватывают небольшое для такого города пространство. Но дело двигается. Уже сейчас пешеходная дорожка вдоль моря «Берег здоровья», созданная по инициативе главы Владивостока Игоря Пушкарева, более чем популярна.

– Согласно генплану города рекреационная зона идет по Амурскому заливу от мыса Фирсова, заканчиваясь Токаревским маяком, и здесь должна быть единая благоустроенная набережная, – объяснил Вячеслав Саковский. – Замечу, что некоторые участки усилиями городской администрации уже благоустроены, так что концепция пешеходной набережной «Семь футов» с продолжением до жилого комплекса «Аквамарин» станет замечательными подарком для города, люди получат еще одно место для отдыха возле моря.

В данном проекте также запланированы велодорожки, кафе с террасами, пирсовые сооружения для стоянки водного транспорта, зеленые зоны, детские площадки, аллеи. В свою очередь, новая марина яхт-клуба даст толчок для развития водных видов спорта и международного морского туризма.

Референт Александр Котляров одобрил проект, однако без замечаний не обошлось. В первую очередь они касаются комфорта будущей прогулочной зоны: побережье бухты Федорова продувают холодные ветры, в связи с чем есть смысл поставить там прозрачные заграждения. Также он заметил, что нужно продумать стоянку катеров в зимнее время года.

Архитектор Валентин Аникеев усомнился в том, что бухта для марины достаточно глубока, и заявил о необходимости более тщательного гидротехнического анализа проекта стоянки яхт и катеров. По его мнению, непроточная закрытая акватория начнет цвести и стоянка может превратиться в большую лужу.

Сомнение участников градсовета развеял заказчик, директор яхт-клуба «Семь футов» Михаил Ермаков, заверив, что в бухте будут создаваться насыпные территории, а проект получил положительные оценки экспертов. Яхты смогут не просто свободно приходить на стоянку, но и базироваться в клубе летом и зимой, для чего будут построены дополнительные ангары.

Проект поддержал и глава города Игорь Пушкарев, отметив, что если набережная действительно будет обустроена, то пешеходная зона «Берег здоровья» обретет еще больший размах и популярность.

– Уже сейчас можно пройти от спорткомплекса «Олимпиец» до МГУ имени Невельского, а в этом году мы планируем продлить «Берег здоровья» до Казанского моста, – рассказал мэр. – Дальнейшая задача – сделать пешеходную зону до Токаревского маяка, и было бы прекрасно, если бы заказчик взял на себя расходы по обустройству бухты Федорова.

Полуостров преткновения

Еще один важнейший проект, который обсуждался на градсовете в этот день, – парк воинской славы на полуострове Назимова. Необходимость создания здесь общественного пространства обусловлена многими причинами. Советник главы Владивостока Анатолий Мельник объяснил, что это важнейшее в градостроительном плане место: въезд на Русский мост, доминантная точка, откуда открывается невероятной красоты вид на море, город, мост и остров. Также здесь расположены ценнейшие объекты Владивостокской крепости.

Компания из Нижнего Новгорода, выигравшая в ходе аукциона право на проектирование парка, представила результат своих трудов.

– Несмотря на то что площадь предоставляемого нам участка превышает 60 га, свободного пространства здесь не так много, – начал свой доклад руководитель проекта ООО НИИ «Земля и город» Евгений Черкасов. – На полуострове Назимова располагается несколько объектов Владивостокской крепости: фортификационные сооружения, склады, батареи. Есть ипподром, этнокомплекс «Казачья станица», незаконные дачные постройки, а также здание управления мостом и управления навигацией. Территория имеет сложный рельеф, на участке пролегает множество коммуникаций – зоны водоводов и газопроводов, а также зоны охраны памятников и радиолокации.

В своем проекте новгородцы проложили по полуострову пешеходные дорожки, архитектурно обыграли имеющиеся здесь фортификационные сооружения, предложили создать площадь для торжественных церемоний, павильоны для выставок, кафе, парковки и решили перенести сюда музей автомотостарины, постаравшись интегрировать все объекты парка во внешнюю среду. Также разработчик представил маркетинговые исследования актуальности будущего парка.

– Так как Владивостокская крепость за свою боевую историю не подвергалась атакам, этот парк будет отличаться от аналогичных в других городах, – пояснил Евгений Черкасов. – Мы предлагаем сделать этот комплекс парком выходного дня, так как он расположен далеко от центра города, и его будут посещать до 100–150 тысяч человек в год.

Члены градсовета были настроены несколько скептически. Владивостокские архитекторы посчитали, что коллеги из Нижнего Новгорода «не прочувствовали территорию».

Эксперт Министерства культуры РФ в области государственной историко-культурной экспертизы, советник РААСН Анна Мялк напомнила, что эта территория долгое время была в ведении Минобороны и город вел многолетнюю настойчивую работу, чтобы получить ее в городскую собственность и создать здесь красивое, благоустроенное место для горожан и гостей краевого центра.

– Это ценная территория не только для Владивостока, но и для всей страны, – подчеркнула Анна Мялк. – Конечно, ее нужно приводить в порядок, но при этом необходимо сохранить первозданность окружающей среды, сохранить и восстановить старые крепостные дороги. Новые объекты в парке не должны мешать визуальным связям – крепость должна восприниматься целостно, да и ландшафт требует уважительного отношения.

Критически оценил представленную концепцию парка и заведующий кафедрой архитектуры и градостроительства ДВФУ Валерий Моор. По его мнению, проект несерьезный.

– У меня возникает такое ощущение, что анализ составлен из открытых интернет-ресурсов, не проведена работа с источниками, нет собственных выводов. Считаю неверной и трактовку общественных пространств. Первокурсник архитектурного института справился бы с этой работой лучше. Что касается непосредственно предложений обустройства парка, я их просто не вижу. Судя по проекту, здесь планируется часовня и кладбище, все мрачное, серое.

Впрочем, участники градостроительного совета не только критиковали проект, но и внесли свои предложения. В частности, эксперты сошлись во мнении, что нужно решить проблему с автостоянками. Также необходимо провести четкое зонирование территории, чтобы определить, где должна находиться историко-мемориальная часть, где – зона отдыха. Основой историко-мемориальной зоны должны быть объекты крепости, а лучшим решением для остальной территории может стать полноценный ландшафтный парк.

Один из возможных примеров, который привел архитектор Павел Мамонов, – парк Окинавы в Японии. Прогулочные дорожки, клумбы и декоративные кустарники, красиво раскрывающиеся с моря, видовые площадки – все это вполне сочетаемо с объектами крепости. Также нужен какой-то главенствующий объект, который должен быть виден с моря.

Председатель Думы города Владивостока Елена Новицкая заявила, что архитекторам не удалось погрузиться в концепцию города воинской славы.

– Владивосток – форпост России на Дальнем Востоке, и парк на полуострове Назимова должен выглядеть соответственно, – сказала она. – Обязательны видовые площадки на море, на Русский мост, на кампус ДВФУ. Нужно продумать зимний вариант парка. Надеюсь, что наши пожелания будут учтены.

Архитектор Валентин Аникеев и вовсе не понял, почему парк воинской славы должен располагаться на полуострове Назимова. Коллеги по градсовету развеяли сомнения эксперта, объяснив, что на данный момент речь идет не о конкретном парке, а о разработке концепции использования этой территории, о создании архитектурно-планировочных решений.

По итогам обсуждения проект был отправлен на доработку. Авторов попросили учесть пожелания экспертов: организовать территорию для приезда туристических групп, продумать пешеходную сеть и внутренние дороги, а также концепцию общего благоустройства территории.

Партизанский проспект украсит свечка

Еще один проект, попавший в зону внимания градостроителей, – объект на Партизанском проспекте, 45а. Здесь предполагается реконструкция здания под многоэтажный жилой дом. Как пояснил главный архитектор проекта Владимир Дунаев, новая высотка появится на месте имеющегося там капитального строения.

Здание будет состоять из трех частей: в стилобатной части предусмотрена парковка на 130 автомобилей, хозяйственные и офисные помещения, в высотной части – квартиры, в основном однокомнатные, а во встроенно-пристроенной части – универсальный магазин. Также проектируется эксплуатируемая кровля с террасой и двумя крытыми спортивными площадками.

У экспертов возникли вопросы относительно проезда к зданию. Как отметил референт Владимир Воробьев, не показаны красные линии Партизанского проспекта и непонятно, как будет осуществляться проезд к дому.

– Нужен более детально проработанный генплан. К тому же сомнения вызвала площадь озеленения – судя по чертежам, ей тут отдано всего 10 процентов, – заметил он. – По правилам застройки на озеленение должно отводиться минимум 30 процентов всей площади. Из очевидных плюсов назову удачное решение парковочных мест. Однако нет анализа социально-культурной среды: рядом большой микрорайон, но здесь нет ни школы, ни детского сада, и авторы проекта никак не озаботились этой проблемой.

А вот Валентин Аникеев поддержал проект. Он отметил, что планируемый участок застройки расположен фактически в центре города – в районе кольца «Инструментального завода», однако до сих пор занят хозяйственными сооружениями и старыми частными постройками. Новая многоэтажка хоть и представляет собой пример точечной застройки, однако может стать началом полноценного развития этой территории и позволит в перспективе создать здесь комфортный благоустроенный район.

Ясность относительно площади озеленения внес вице-мэр Владивостока Алексей Литвинов:

– Мы сознательно устанавливали достаточно жесткие требования для застройщиков в Правилах застройки и землепользования. Это делалось для того, чтобы заказчики выносили свои проекты на обсуждение. Данные правила нужны, чтобы их обсуждать. С этим домом в этот район может прийти цивилизация.

В итоге члены градостроительного совета выразили надежду, что застройщики будут развивать эту территорию, но прежде разработают проект планировки и межевания, в котором будет детально продумано, какие объекты и какого назначения целесообразно здесь размещать.

– Если микрорайону нужен детский сад, мы готовы со своей стороны способствовать его появлению, – заверил глава города Игорь Пушкарев. – Удачным примером могу назвать сотрудничество с застройщиками жилого комплекса «Орлиное гнездо – 2», которому мы заказываем детский сад и позже выкупаем его. Если девелопер готов работать по нашим расценкам, то мы сможем договориться. В свою очередь, для застройщиков такое сотрудничество тоже выгодно, ведь дом с развитой социальной инфраструктурой более интересен будущим собственникам квартир. Потребность в детском саде в этом районе есть, и мы готовы обсуждать эти вопросы.

По поводу архитектуры и планировочного решения самого многоквартирного дома особых нареканий не возникло. Некоторые члены градостроительного совета высказали предположение, что белый фасад смотрится более привлекательно, чем черный, но в итоге пришли к выводу, что это – дело вкуса. 

Автор: Катерина МАТВЕВА