Китайский уголь пойдет через Турий Рог

Подписанием меморандума о совместном строительстве железнодорожной линии Мишань (КНР) - Турий Рог (Ханкайский район Приморья) завершилась состоявшаяся недавно в Харбине встреча транспортников провинции Хэйлунцзян и Приморского края. В основу документа положена задача значительного увеличения перевозок китайского угля через территорию края в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Японию.

9 июнь 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №392 от 9 июнь 1998

Подписанием меморандума о совместном строительстве железнодорожной линии Мишань (КНР) - Турий Рог (Ханкайский район Приморья) завершилась состоявшаяся недавно в Харбине встреча транспортников провинции Хэйлунцзян и Приморского края. В основу документа положена задача значительного увеличения перевозок китайского угля через территорию края в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Японию.

Кроме этого на встрече в Харбине обсуждалась проблема реконструкции железнодорожного перехода Суйфэньхэ - Гродеково с целью увеличения его пропускной способности для перевалки “генеральных” грузов из Китая: угля в направлении порта Восточного, зерна - во Владивостокский морской торговый порт и контейнеров - через порт Восточный в страны АТР (туда и обратно). Однако в ходе обсуждения этой проблемы выяснилось, что возможности модернизации этого перехода ограничены, грузопоток в обоих направлениях может быть увеличен лишь на 400 тыс. тонн - с 1 млн. 200 тыс. до 1 млн. 600 тыс. тонн. Поэтому, не оставляя задачи реконструкции гродековского перехода, стороны решили сконцентрировать основные усилия на возведении железнодорожной ветки Мишань - Турий Рог, тем более что очевидны рационализация проекта и привлечение сравнительно небольших средств на его осуществление.

Дело в том, что во время Второй мировой войны Квантунская армия подвела рельсы к нашей границе в районе Турьего Рога. После окончания войны рельсы с этой железнодорожной ветки были сняты, но насыпь осталась и до сих пор находится в хорошем состоянии. Так что китайской стороне остается только дооборудовать свой участок пути всеми необходимыми техническими средствами.

С нашей стороны необходимо будет вновь возвести участок пути в 2,5 километра от границы до Турьего Рога и восстановить 17-километровую железнодорожную ветку до Новокачалинска, которая до настоящего времени находится в длительной консервации. Для реализации проекта предполагается создать акционерное общество по типу “Золотого звена”, то есть с совместным капиталом.

Очень удачная идея проекта заключается в том, что помимо китайской и российской сторон в его реализации кровно заинтересованы и японцы. Несколько лет назад японские компании вложили значительные средства в разработку шахтным способом залежей высококалорийного угля в провинции Хэйлунцзян с тем, чтобы отказаться от дорогостоящего экспорта топлива, необходимого для тепловых станций северных префектур Японии, из Австралии. В случае возведения магистрали Мишань - Турий Рог - Новокачалинск возможно будет транспортировать через территорию края от 6 до 8 млн. тонн китайского угля в год. Чтобы справиться с таким грузопотоком, видимо, потребуется модернизация угольного терминала в порту Восточном. Значительное увеличение объемов перевозки транзитных грузов через территорию края становится тем более оправданным в результате недавнего снижения железнодорожного тарифа на перевозку угля на 25 процентов (его доставка до Восточного теперь будет стоить 4,5 доллара за тонну вместо 6).

В то же время, как сообщил корреспонденту “В” председатель комитета судоходства, портов, связи и транспорта администрации края Геннадий Несов, в скором времени должно открыться железнодорожное сообщение Приморья с провинцией Цзилинь со сдачей в эксплуатацию ветки Камышовая - Хуньчунь. Предполагается, что 1 июля здесь уже пойдут грузовые составы. Правда, в первое время движение на этом отрезке пути будет осуществляться в ограниченном режиме, поскольку с нашей стороны готовы не все объекты инфраструктуры. Соответственно, и грузопоток в обоих направлениях будет на первых порах сравнительно небольшой - 1 млн. тонн грузов в год.