Экономику спасла деревня в голубом

Мультяшные киногерои стали счастливым брендом

5 апр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3912 (48) от 5 апр. 2016
678cfdaff8e15a534bc6f04730bc21da.jpg

В Приморье знают Александра Ивашкина как авторитетного эксперта по финансовым вопросам. Но он еще и остроумный собеседник, и тонкий наблюдатель. Александру Владимировичу довелось побывать во многих странах мира, и впечатления о деловых поездках выливаются не только в отчеты и профессиональную аналитику. Своими наблюдениями о жизни за бугром, нравах и обычаях, деловой хватке и предпринимательстве жителей во многих уголках нашей планеты он уже не раз делился с читателями «В». На этот раз он рассказал, как жители маленькой испанской деревушки сумели завлечь к себе огромный поток туристов. Правда, им помогло… волшебство.

– Несколько раз по служебным делам мне приходилось бывать в командировке в Испании, – рассказывает Александр Владимирович. – В представлении многих путешественников Испания – это нескончаемая череда роскошных пляжей Средиземноморья и Атлантического побережья, безудержное веселье островов и комфортабельный отдых, памятники культуры и архитектурные шедевры.

Наверное, для большинства людей, посещающих ее впервые, это так и есть. Ежегодно 68 миллионов туристов (а население всей Испании – 47 миллионов человек!) со всего земного шара стремятся в эту согретую солнцем прекрасную страну, чтобы своими глазами увидеть все ее многообразие. Но сейчас хотел бы рассказать об испанском национальном характере и предприимчивости.

По статистике, в Испании большее количество людей, чем в любой другой стране Европейского союза, владеют двумя домами. Это связано с тем, что многие, перебравшись в поисках работы из деревень в мегаполисы, не продали свои дома. Поэтому каждые выходные многие горожане отправляются в покинутые когда-то ими деревни. Именно благодаря этой традиции я получил приглашение от своих испанских партнеров посетить во время командировки по Пиренеям знаменитую на весь мир деревню Хускар.

Где закрывается одна дверь, открывается другая

«Что толку ворчать и быть недовольным жизнью, ведь она все равно проходит, независимо от того, доволен ты ею или нет…» – философски рассуждали мои испанские коллеги, отправившиеся со мной из Малаги в часовое автомобильное путешествие высоко-высоко в горы по серпантину дорог Андалузии. После того как проехали около десятка небольших живописных белоснежных и с виду игрушечных деревушек, расположенных вдоль узкой заасфальтированной дороги, мы попали в самую узнаваемую деревню Испании. Мои собеседники рассказали интересную (с точки зрения классического маркетинга и теории предпринимательства) и весьма поучительную историю о превращении небольшой типичной испанской деревеньки в туристическую Мекку.

Все началось с того, что весной 2011 года компания Sony Pictures среди множества затерявшихся в горах Андалузии живописных и белоснежных деревень искала одну-единственную, где имелись бы давние грибные традиции (выращивание, кулинарное употребление и пр.), потому как по сценарию фильма герои мультсериала были большие любители грибов. Выбор пал на затерянную среди скал деревушку Хускар, которая стала местом проведения промоакции, приуроченной к выходу на киноэкраны мира «Смурфиков 3D».

Суть рекламной идеи киношников заключалась в том, чтобы перекрасить всю деревню в ярко-голубой цвет. Самое интересное, что киностудия смогла заинтересовать местных жителей и те не стали возражать против промоакции, хотя шел 2011 год – год экономического кризиса в Европе. К тому же киностудия обещала вернуть деревне привычный колор после завершения промоакции. Деньги лишними не бывают, посчитали в деревне, и согласились сменить колор фасадов своих домов на голубой. Даже местное епископство было не против, чтобы в голубой цвет покрасили церковь Santa Catalina, построенную в XVI веке.

Группа из 20 маляров (в том числе 11 местных) буквально за неделю покрасила все 175 зданий, включая церковь, здание муниципалитета и погост в небесно-голубой цвет, израсходовав на все это около 4 тыс. литров краски! Только домашних животных пощадили, оставив их в природной расцветке. И 23 июля 2011 года, за десять дней до кинопроката, в новом городе смурфиков состоялась грандиозная премьера фильма.

…Первое впечатление от Хускара – как будто попал в мультяшную страну с маленькими, узкими улочками, цветочными садами и потрясающим горным пейзажем! Повсюду красуются знаменитые гномы. Они как бы везде: на окнах и за окнами домов, в виде скульптур, фотографий и живописи на стенах и заборах и даже за обеденным столом в таверне (ими оказались переодетые в костюмы смурфов дети). Такое впечатление, что все хускарцы действительно живут в сказочном мире, причем каждый старается следить за своим раскрашенным домом.

Быть небесно-голубым не так уж и плохо!

Итак, ничем не примечательная деревушка приобрела известность, но по истечении срока договора сюда опять пришли представители Sony Pictures, на этот раз с белой краской... По условиям договора они вознамерились вернуть Хускару прежний белоснежный вид! Но местные жители повели себя весьма своеобразно. То ли удивительные существа смурфики, живущие в своем фантастическом мире, так сильно повлияли на жителей Хускары, то ли иные обстоятельства, но огласка через средства массовой информации о существовании небесно-голубой деревни в одночасье сделала малоизвестное поселение знаменитым на весь мир.

Преобразование деревни в сказочное голубое царство смурфиков быстро (за одну неделю!) привлекло внимание огромного числа туристов. Их нашествие настолько подняло сельскую экономику и благосостояние жильцов деревни, что мэр решил организовать референдум «Быть Хускару голубым или белым?!». Как писала в то время местная пресса, «..люди с большим волнением, некоторые одетые как смурфики, пришли на голосование, которое состоялось в местной ратуше. 141 житель проголосовал за голубой цвет и только 33 – против. The Smurfs 3D открыли неожиданный путь выживания в трудные экономические времена крошечной деревне, затерявшейся в горах, а мультяшные киногерои стали их счастливым брендом! Если до 16 июля 2011 года в деревню приезжало только 300 туристов в год, то сейчас эта цифра в день составляет 300 человек, каждый год уже около 100 тысяч, то есть полмиллиона за все время существования небесно-голубой деревни!».

В денежных вопросах нет места чувствам

Иного результата голосования и не ждали, ведь бизнес в деревню пришел серьезный, и все ее жители – 221 человек – в одночасье стали как-то неожиданно счастливы и получили возможность зарабатывать круглый год, невзирая на кризис или неурожай. Рекламная кампания Sony Pictures изображала Хускар как первый город смурфов в мире. И местные жители проявили деловую и творческую инициативу не хуже профессиональных рекламщиков и маркетологов. Сельчане не только искренне приняли новых – пускай и виртуальных – обитателей в свою немногочисленную общину, но и организовали специальные постоянные мероприятия: конкурс смурф-рисунков, спортивные смурф-мероприятия, смурф-ярмарки. Одновременно в меню местных кафе создали смурф-меню, открылись сразу несколько сувенирных магазинов, три гостиницы, автостоянки, разработали тематические пешие маршруты для любителей активного отдыха по горам, скалолазание, специальные предложения в отелях и сельский туризм. Некоторые жители даже стали одеваться в костюмы сказочных персонажей, чтобы развлечь путешественников. Каждый сентябрь в период сбора урожая грибов стала работать развлекательная программа для детей и взрослых: туристам предлагаются мастер-классы по изготовлению масок смурфов, рисованию смурфов, преподаванию микологии (наука о грибах), кулинарные туры (с дегустацией местных блюд), культурные экскурсии. С некоторых пор в Хускаре стали проводиться знаменитые среди специалистов съезды микологов (специалистов по грибам) и их коллег – экологов! И даже священники в перекрашенной снаружи и внутри церкви научились проводить смурф-венчания, появились смурф-свадьбы!

Кто к хорошему дереву прислоняется, того защищает хорошая тень

... Вечером в Хускаре все как бы замедлилось. Жизнь пошла своим чередом, люди продолжили делать свою прежнюю крестьянскую работу. На узких ветреных улицах, где синие стены, приветливые местные жители, вековые традиции и безмятежная атмосфера по-прежнему сохраняет очарование андалузского прошлого, только с оттенком небесно-голубого (или синего, кому как угодно) цвета.

У испанцев есть такая особенность характера: если напомнить о запланированном давно деле, то, вероятней всего, он ответит «маньяна», что значит «завтра» или «когда-нибудь». Когда-нибудь уже другое поколение забудет смурфиков и кто они вообще такие. Придут другие сказки и киногерои. Но мне кажется, даже уверен, что несгибаемое желание испанцев искать себе место под солнцем останется всегда в их душе.

Справка «В»

Кто такие смурфы и как они стали популярными персонажами за последние 50 лет? Спросите у своих детей или внуков, они расскажут о смурфах очень многое.

Эти маленькие синие существа стали свидетелями взросления уже не одного поколения детей. Их придумал и нарисовал бельгийский художник Пьер Кюллифор, который однажды в лесу увидел большие грибы и у которого появилась идея о гномах, живущих в грибах. Он перепутал коричневый с синим и нарисовал синего гнома-смурфа. Смурфы живут в лесу, в средневековой Европе. Каждый смурф имеет свой дом, похожий на гриб. В деревне смурфов каждый обычно делает только то, что ему хочется делать. 

 

Автор: Александр КАРАСЕВ