«Викинг» от викинга

Владивосток держал норвежских музыкантов в тонусе

31 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3910 (46) от 31 март 2016

Двадцать пятый, юбилейный фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна» собрал в Приморье исполнителей не только из стран АТР, но и из Европы. 

Первый концерт прошел под знаком суровых фьордов и нежной музыки Грига – гости из Норвегии дирижер Эспен Селвик и пианистка Марина Кан Селвик покорили зал.

Кто там на корабле?

Скандинавы выбрали для Владивостока не самые известные и не часто исполняемые произведения. Почему?

– Я составил для «Дальневосточной весны» несколько специфический репертуар: концерт Грига для фортепиано с оркестром, симфонию № 7 Бетховена и произведение моего собственного сочинения «Викинг наследия», – объяснил Эспен Селвик. – Григ, возможно, самый известный норвежский композитор, и я просто не мог не поставить в программу его прекрасное, светлое и нежное произведение. Бетховен – потому что очень популярен в России и близок мне по духу. Его музыка несет в себе грустные и одновременно радостные эмоции и в каждом человеке вызывает живой отклик.

Что касается композиции «Викинг наследия», то я, как истинный норвежец, потомок скандинавских мореходов, вложил в него свой смысл. Мое произведение о путешественниках, которые ездят по всему миру, открывают новые земли и после длительного странствия возвращаются домой. Однако, когда корабли приближаются к берегам родной земли, соплеменники принимают их за врагов. Я пытался передать страх этих людей. С приближением корабля напряжение нарастает, но в конце все понимают, что к ним прибыли друзья.

Интернационал на сцене

Вместе с Эспеном на сцене Большого зала Приморской филармонии выступала его супруга – пианистка Марина Кан Селвик. Россиянка с корейскими корнями, она своим примером подтверждает простой факт: музыка интернациональна. Марина и Эспен женаты вот уже девять лет, восемь из которых живут на родине мужа. Пианистка родилась в Москве, в семье, далекой от искусства. Училась в консерваториях Москвы и Осло. С будущим супругом познакомилась на первых гастролях в Норвегии – тогда Марине было всего 17 лет.

– Мы встретились раз, другой – и что-то между нами произошло. Сами не понимали что, не строили никаких планов – да ведь никто не может предугадать, какова его судьба, – уверяет Марина.

Семью пианистки не смутили ни внезапность этой романтической истории, ни немалая разница в возрасте между женихом и невестой – Эспен обаял всю семью.

Красивые, энергичные, увлеченные музыканты вместе выступают нечасто, несколько раз в год, однако эти концерты – радость для каждого из них. Как оказалось, Селвик – строгий маэстро и не делает скидок даже жене. По словам Марины, у мужа очень высокая планка, он бывает настолько требователен, что все личное моментально уходит на дальний план, но они всегда находят компромисс.

Владивосток держит в тонусе

Эспен Селвик – весьма востребованный дирижер, пожалуй, один из самых известных музыкантов Скандинавии. Пользуясь этим, он всегда оставляет за собой право выбора оркестра, не работая ни с одним коллективом на постоянной основе. О музыкантах Тихоокеанского симфонического оркестра, которым он дирижировал в день открытия фестиваля, Эспен отозвался очень тепло.

– У вас музыканты высокого уровня, они трудолюбивы, хорошо и слаженно работают, полностью выкладываются на репетициях. Я ими остался доволен, – уверяет Сельвик.

Отметим, что Россия для дирижера – страна давно уже не чужая: с концертами он побывал в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Тольятти, Ульяновске, Казани, Волгограде. Но до Владивостока добрался впервые только сейчас.

– Мечтал побывать в вашем городе, и вот наконец я здесь, – делится впечатлениями музыкант. – Владивосток важный портовый город, расположен близко к Китаю и Японии, что накладывает на него некоторый отпечаток. Я заметил удивительную смесь разных архитектурных стилей, что придает городской среде некую энергичность. Ну и, конечно, оценили рельеф – постоянное движение вверх и вниз по сопкам не дает расслабиться и всегда держит в тонусе. Думаю, что у вас большое будущее и город будет развиваться стремительно.

В завершение Эспен признался, что музыкой он хотел бы показать людям, что мы – часть чего-то большего.

– У нас один Бог и одна Вселенная, воплощенные в разных лицах, именах, аспектах. И луч этого великого, святого отражается в каждом, – объяснил музыкант.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА