ВЭФ-2016: инвесторам покажут реальные результаты

Главное событие года во Владивостоке соберет 2400 официальных гостей

30 март 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3909 (45) от 30 март 2016
4a5c79447ab7f5a93a5bd247ae5bd152.jpg

Вице-премьер прокомментировал содержательную часть главного события года в Приморье

Рабочий график полпреда президента в ДВФО и вице-премьера Юрия Трутнева, посетившего Приморье на минувшей неделе, был насыщенным. Под его руководством прошло третье заседание Наблюдательного совета свободного порта Владивосток, проведены заседания оргкомитета по подготовке ко Второму Восточному экономическому форуму и ряд совещаний, посвященных развитию Приморья и Дальнего Востока. 

«Второй форум должен отличаться изменениями, которые произошли за год. Мы должны показать динамику процесса»

«Выравнивание энерготарифов – приведение ситуации в состояние справедливости»

В заключительный день рабочего визита Юрий Трутнев провел пресс-конференцию с представителями СМИ, на которой прокомментировал его основные итоги.

О ВЭФ

Второй Восточный экономический форум состоится во Владивостоке в первых числах сентября. Планируется, что официальными гостями мероприятия станут более 2400 человек, а пленарное совещание соберет около 1300 участников. Цифры были озвучены на профильном совещании, прошедшем в столице Приморья.

– Я считаю, что Восточный экономический форум – это результат, – отметил полпред. – На нем суммируются те мероприятия, которые мы выполняем в течение года по поручению президента Российской Федерации. Технические моменты форума мы отработаем – учтем весь накопившийся опыт. А вот сделать содержательную часть такой, чтобы она была интересна инвесторам, – задача менее тривиальная. Я абсолютно уверен, что мы ее решим. И уже есть понимание как.

На первом форуме мы рассказывали участникам, что такое российский Дальний Восток. Говорили о его преимуществах: больших территориях, природных ресурсах. Ко всему этому добавился еще режим преференций – по налогам и административным процедурам. Инвесторов интересуют не только общие условия, но и то, как здесь вести бизнес. И у нас есть замечательные, интересные для бизнеса территории, на которых действует особое законодательство. И бизнес это услышал. Не все устремились вкладывать средства, но заявленный объем инвестиций оказался больше, чем на любом другом экономическом форуме, который когда-либо проходил в границах Российской Федерации.

Первый форум удался. Но провести второй по той же тематике невозможно. На мой взгляд, он должен отличаться изменениями, которые произошли за год. Мы должны рассказать не просто об условиях, о месторождениях, транспортных коридорах, возможностях развития марикультуры и сельского хозяйства. Мы должны показать динамику процесса, доказать, что дело движется.

Бизнесменам страшно выходить в чистое поле, а особенно в чистое поле другого государства. Непонятно, как осуществляется законодательное регулирование, как относятся власти всех уровней к поддержке бизнеса. Всегда есть входной барьер. Мы можем сколько угодно излагать, как у нас все отлично, но единственным доказательным фактором является то, что получается у тех, кто уже пришел сюда работать.

Поэтому мы будем говорить о том, что у нас объем заявленных частных инвестиций сегодня уже перешагнул отметку в 800 миллиардов рублей. Суммарный же объем инвестиций превысил

900 миллиардов. За этой суммой стоит более 100 предприятий. Сегодня на Дальнем Востоке уже открыто шесть новых производств. По планам инвесторов к концу года рассчитываем увеличить эту цифру до 18. И это хороший показатель, потому как этот год будет годом проектирования. Массовый запуск предприятий начнется в 2017-м и продолжится в 2018 году.

Мы создаем постоянный конвейер проектов. Надо откровенно сказать, что не все они непременно осуществятся. Наша задача, чтобы сальдо в целом оказалось положительным. Поэтому основное содержание форума – доказать бизнесу, что здесь выгодно работать, что мы научились администрировать проекты таким образом, чтобы не мешать, а помогать инвесторам.

На профильном совещании мы заслушивали коллег из Росконгресса. По их словам, нет никаких сомнений, что запланированное число участников – 2400 человек – будет достигнуто. При этом мы почти в два раза расширяем аудиторию пленарного заседания. Она составит 1300 человек.

О «Хаяттах»

Волнения организаторов ВЭФ связаны в основном с тем, как разместить такое количество гостей. Здесь серьезную помощь оказал бы ввод в строй отеля-долгостроя «Хаятт» на Корабельной набережной во Владивостоке. Юрий Трутнев в рамках рабочей поездки проинспектировал ход возведения объекта.

– Гостиницу «Хаятт» планируют запустить по временной схеме, – сообщил он. – То есть к началу форума сдать половину номерного фонда – около ста номеров. Для этого придется много поработать. Состояние гостиницы пока очень грустное. Строители говорят о том, что многое пришлось переделывать после предыдущих подрядчиков. На каком-то этапе работа велась с нарушением проекта. Здание в подобном состоянии нельзя было эксплуатировать. Я попросил правоохранительные органы, чтобы они выяснили, кто эти «герои», которые таким образом строили гостиницу.

Наша задача – достроить «Хаятт». В полном объеме к сентябрю его сдать вряд ли удастся. Но даже половина номерного фонда нас бы сильно поддержала. Ведь дефицит имеется как раз в разряде мест высокого уровня комфорта. К нам приезжают серьезные гости. Они хотели бы размещаться в гостиницах высокого уровня. Я попросил включиться в процесс и курировать стройку замминистра строительства Леонида Ставицкого. Он дал свои рекомендации по тому, как уплотнить графики, какие технологии применять. Будем надеяться, что поставленные задачи будут выполнены.

О ДВФУ

В ходе встречи полпреда с журналистами прозвучал вопрос, не повлияет ли недавний арест ректора Дальневосточного университета на процесс подготовки к экономическому форуму.

– Если у правоохранительных органов есть претензии к деятельности руководителя ДВФУ, то было бы хуже, если бы эти претензии не были сформулированы, – подчеркнул Юрий Трутнев. – Если существует сомнительная деятельность в университете, где люди вообще-то студентов учат и должны служить примером для молодежи, это следует чистить. Специалисты разберутся, было ли нарушение закона или нет. Но не следует связывать ДВФУ как университет и как площадку ВЭФ.

Полпред также отметил, что объем правового нигилизма на Дальнем Востоке существенно превышает средний по стране.

– Давайте посмотрим, почему я начинаю подключаться к строительству гостиниц «Хаятт». Разве это моя компетенция? Ни с какой стороны абсолютно. Но они же не строятся, – объяснил Юрий Трутнев. – Я помогаю заниматься гостиницами не потому, что это связано с форумом, а потому, что стыдно, когда в центре города, в который мы приглашаем серьезных гостей, стоят два недостроенных небоскреба. Некрасиво просто.

А почему они оказались неготовыми? Потому что строительство обросло уголовными делами. Надо увеличивать уважение людей к закону. Иногда жесткими и неприятными методами. Зарабатывать деньги надо за счет своего интеллекта, трудолюбия, плодотворной работой во благо страны. А не за счет того, что пришли государственные средства, а их провели через офшор, обналичили и спрятали под подушку. Что это за форма заработка? Тех людей, которые не видят разницу между честным заработком и кражей, надо наказывать.

О свободном порте Владивосток

На третьем заседании Наблюдательного совета свободного порта Владивосток семи резидентам были вручены свидетельства об осуществлении профильной деятельности. А статус резидента свободного порта Владивосток получили еще 29 компаний с общей суммой частных инвестиций более 85 миллиардов рублей. Благодаря этим резидентам в Приморском крае появится более трех тысяч новых рабочих мест.

Часть заявленных проектов – логистические, в том числе и самый крупный из одобренных, который направлен на создание угольного терминала для отгрузки полезных ископаемых на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Также заявки связаны с рыбопереработкой и марикультурой. Кроме того, инвесторы планируют собирать лифты, производить электроприборы, велосипеды, железобетонные плиты, пластмассу и даже сахар. Размер частных капиталовложений в проекты колеблется в диапазоне от 7 миллионов рублей до 65 миллиардов.

– Я буду добиваться максимального облегчения режима для инвесторов по всем направлениям, – прокомментировал Юрий Трутнев. – Мы провели третье заседание Наблюдательного совета свободного порта Владивосток. Беру одно из соглашений: на одной странице пять слов «обязан». Спрашиваю у людей, составивших документ: чего это он у вас обязан-то стал? Человек пришел строить новое предприятие. Вы его должны благодарить за то, что он принял решение, потратил время, взял на себя риски, связанные с финансированием проекта. Он вам ничем не обязан. Надо ему сказать большое спасибо. А потом удивляемся, почему инвесторы задумываются, подписывать соглашение или нет. Мне кажется, ворота и в ТОР, и в свободный порт должны быть максимально открыты.

Об энергетике

Проекты, реализуемые в рамках территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, требуют развития энергетической инфраструктуры.

– У нас нет ситуаций, когда мы приняли проект, но не продумали его обеспечение сетями, – подчеркнул полпред. – Мы планируем, что в 2017 году графики сойдутся: инвесторы построят свои предприятия, а мы – всю необходимую энергетическую инфраструктуру.

Если говорить об энергетике Дальнего Востока, то она очень пестрая. Есть территории с профицитом электрических мощностей, и это не очень хорошо: если мощности загружены не полностью, то растет тариф. Есть территории с дефицитом электрических мощностей, есть и замкнутые территории.

Полпред привел пример. Между Чукоткой и Магаданом – двумя изолированными энергетическими системами – лежат огромные пространства. При этом здесь очень много возможностей для строительства предприятий по освоению новых месторождений. Для того чтобы обеспечить их электричеством, необходимо протянуть сотни километров линий электропередачи в условиях абсолютно ненаселенной местности. Разрозненность энергосистемы приводит к тому, что тарифы для бизнеса на Дальнем Востоке значительно превышают общероссийские.

– Мы докладывали об этом президенту, и он принял решение о выравнивании энерготарифов, – рассказал Юрий Трутнев. – Считаем этот вопрос системно важным для экономики Дальнего Востока. Это даже не преференция, это приведение ситуации в состояние справедливости.

Предполагаемых источников финансирования профильной программы – три.

Во-первых, есть объем средств от либерализации продажи электроэнергии в первой и второй ценовой зоне. Во-вторых, существуют собственные средства у энергетиков. Они работают с прибылью и показали хорошие результаты по завершении прошлого года.

Третий источник, без которого нам не обойтись, – это рост тарифов в первой и второй ценовой зоне (европейская часть России и Сибирь. – Прим. авт.). Данное решение далось непросто. Мы обсуждали его и с министерством энергетики, и с министерством экономики. Какие меры мы можем предпринять, чтобы не ударить по экономике центральной части России и в то же время дать возможность развиваться дальневосточным предприятиям? Та модель, которая сейчас разработана и была предложена на рассмотрение президенту, предусматривает повышение тарифов в центральной ценовой зоне (даже без учета первых двух источников) на 1,3 процента. Цифра далеко не шоковая.

Еще одна важная, по словам полпреда, деталь – инвестиционная привлекательность вложений в энергетику. Но в тарифы на Дальнем Востоке не заложена инвестиционная составляющая.

– На таких условиях вкладывать средства в развитие энергетики невозможно. Выравнивание тарифов даст энергетикам такую возможность, – убежден Юрий Трутнев. – И еще один важный момент. На Дальнем Востоке большинство субъектов Федерации доплачивают энергетикам, чтобы снизить тариф. Разница между экономически обоснованным и фактическим «социальным» тарифом ложится бременем на местные бюджеты. Выравнивание тарифов снимет часть этой нагрузки с регионов.

Отметим, что выравнивание тарифов первоначально планировалось провести в два этапа. Во-первых, в течение этого года вывести средний дальневосточный тариф на отметку 4,5 рубля за кВт/час. И следующий шаг: приравнять его к среднероссийскому. Сейчас он для бизнеса составляет 3,19 рубля за кВт/час.

О дальневосточном гектаре

Одним из итогов состоявшегося в прошлом году ВЭФ стал законопроект о «дальневосточном гектаре», разработанный Минвостокразвития России в соответствии с поручением президента РФ. Проект федерального закона был принят Госдумой в первом чтении 18 декабря 2015 года. В настоящее время завершается подготовка законопроекта ко второму чтению.

– Я откровенно скажу, что сопротивление закону существует, – поделился Юрий Трутнев. – Оно связано с тем, что норма ломает рынок земли, резко уменьшает доходы тех людей, которые занимаются спекуляциями. Стоимость земли в Российской Федерации несоразмерна, в ней имеется огромная административная составляющая. Количество бумаг, которое человеку необходимо собрать для пользования участком, – это такой лабиринт, который создан чиновниками, чтобы мешать людям. Попытки этот лабиринт выровнять до прямого коридора вызывают у кого-то недовольство. Однако есть поручение президента, и оно будет исполнено. Очень важно этот маятник качнуть, добиться того, чтобы человек мог работать на земле, на которой родился. Сейчас ему приходится обходить огромное количество кабинетов, истратить кучу времени и денег.

– Потенциальными пользователями закона являются все 146 миллионов жителей России, – подчеркнул полпред. – Поэтому необходимо, чтобы механизм выдачи земли работал исправно. Пока отстает кадастр. Кадастровый учет проведен на малой части территорий. Нужно добиться того, чтобы были учтены все моменты и чтобы выдаваемые участки не накладывались на те, что уже имеют правообладателей.

О транспортных коридорах

Одно из совещаний, проведенных в рамках рабочего визита вице-премьера, было посвящено развитию в регионе международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

– Международный транспортный коридор – это история, которую надо конструировать, как проект. Пока же это не проект, а идея, – сказал Юрий Трутнев. – Идея хорошая, но она станет проектом только тогда, когда начнется конкуренция среди инвесторов. Когда появятся люди, готовые вкладывать деньги. Есть понимание, как этого добиться. Придется пройти некоторый путь. Есть, например, проект строительства дороги в порт Находка в рамках транспортного коридора «Приморье-1». Если бы он окупался за счет движущегося транспорта, то инвестор, несмотря на большую сумму инвестиций, нашелся бы. Но существуют большие риски. Задача государства – эти риски снять, гарантировать платежи, которые бы окупали инвестиции.

Мы эту работу с Минтрансом начали. Они дали первоначальные цифры. Называлась сумма ежегодной платы инвестору в 6 миллиардов рублей. При сумме инвестиций в 180 миллиардов срок окупаемости уходит за 30 лет. На 30 лет мы не найдем инвесторов. Надо экономику проекта просчитать до конца.

С другой стороны, поскольку в строительстве заинтересованы и Россия (с точки зрения загрузки портов), и Китай (у них сокращаются расстояния и экономятся средства), то можно попытаться разделить эти риски в рамках межправительственных соглашений. Это не быстрый путь.

Сейчас мы, во-первых, займемся выработкой единой экономической модели. Во-вторых, потребуется снять все административные барьеры. Дело в том, что расстояние от юго-восточных провинций Китая в наши порты по транспортным коридорам в три раза короче, чем внутрикитайский маршрут. А время, которое уходит на прохождение грузов, в три раза больше. Почему? Потому что так работают все контролирующие организации. Груз встает на таможне. И короткий путь уже не имеет никакого значения. В таких условиях реализовать программу транспортных коридоров невозможно. Сначала необходимо убрать административные барьеры, а затем приглашать инвесторов. И первый такой эксперимент будет проведен в рамках свободного порта Владивосток.

Не осталась без внимания полпреда и ситуация с разрушением моста у поселка Новолитовска. Объект расположен на трассе, ведущей в находкинские порты. Менее чем через месяц в Приморье провалилось дорожное полотно еще одного моста – у села Яконовка под Уссурийском.

– С мостами история плохая, – резюмировал Юрий Трутнев. – Прокуратура разберется, почему с ними началась какая-то эпидемия. Но я бы не связывал это с развитием транспортных коридоров. 

Справка «В»

Напомним, что в соответствии с законопроектом каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить в безвозмездное пользование участок земли на Дальнем Востоке площадью до 1 гектара. При условии его эксплуатации через пять лет гражданину предоставляется право на получение выделенного земельного участка в аренду или собственность, а в случае если участок предоставлен из земель лесного фонда, предоставление его в собственность предусмотрено после пяти лет безвозмездного пользования и десяти лет нахождения такого участка в аренде.

         

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ