В магазин – с претензией и свидетелями
Нарушены ваши права как потребителя? Доказывать свою точку зрения придется в суде
Как вернуть испорченный товар без чека? Что делать, если на кассе с вас требуют денег больше, чем было указано на ценнике? В какие сроки можно вернуть некачественный товар? На эти и многие другие вопросы в ходе горячей линии ответила начальник отдела потребительского рынка управления экономики и развития предпринимательства администрации Владивостока Анна Баруткина.
Ежегодно в середине марта в России отмечается День защиты прав потребителей. В сфере взаимоотношений покупателя и продавца традиционно возникает много споров. Зачастую решить проблему можно непосредственно с представителями торговой организации, иногда же приходится прибегать к крайним мерам и обращаться за защитой своих прав в суд.
Если гаджет с изъяном
Как объяснила специалист, чаще всего люди обращаются с жалобами на некачественную технику, продукты и услуги. Первые же звонки подтвердили это.
– Здравствуйте, меня зовут Константин. Я купил в магазине компьютерную мышь, а она сломалась. Есть ли возможность вернуть деньги или заменить товар при потерянном чеке?
– В соответствии со ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Факт покупки товара (при отказе организации-продавца решать вопрос о возврате стоимости товара по данной причине) может быть доказан в судебном порядке на основании показаний свидетелей.
– Я столкнулся с такой проблемой: выбрал смартфон по цене 11 тыс. рублей, но, когда подошел к кассе, чтобы рассчитаться, выяснилось, что стоит гаджет гораздо дороже – 17 тыс. рублей. По той стоимости, которая была указана на ценнике, мне отказались проводить продажу. Имели ли сотрудники магазина на это право?
– Согласно ст. 10 федерального закона «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товара. В случае если информация о товаре не соответствует действительной, вы вправе требовать продажи товара по цене, указанной на ценнике. Свое требование лучше изложить в письменной форме. При получении отказа вы вправе защитить свои нарушенные или оспариваемые права в судебном порядке.
Текстильные правила
– Я хотела приобрести отрез ткани 25 на 25 см, но мне отказались его продавать, мотивировав тем, что это последний кусок в рулоне и если они его порежут, то остатки никто не купит. Однако мне очень нужен был этот отрез. Как поступать в такой ситуации?
– Порядок реализации тканей определен Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением правительства РФ № 55 от 19.01.1998 года (далее – Правила). Особенностями продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви (раздел III п. 39-46 Правил) не ограничено приобретение любой меры ткани от остатка любой длины.
– Здравствуйте. Я столкнулась с такой проблемой: купила в магазине дорогой халат, а он после стирки растянулся. Могу ли я вернуть его обратно? Носить-то вещь теперь нельзя…
– В соответствии со ст. 10 закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую условия его эффективного использования. В случае если информация о способах и условиях эксплуатации швейного изделия имелась, а при стирке была вами нарушена, возвратить товар невозможно. Если информация отсутствовала либо имелась, а вы соблюдали указанные в ней правила эксплуатации изделия, но халат изменил размер, то вы вправе по своему выбору потребовать или замены товара, или соразмерного уменьшения покупной цены, или возврата уплаченной за товар суммы.
На что именно жалуетесь?
В настоящее время существует целый ряд органов государственного и муниципального контроля, деятельность которых так или иначе связана с защитой прав потребителей.
В частности, вопросы продажи некачественных продуктов питания рассматривают специалисты управления Роспотребнадзора, вопросы безлицензионной продажи алкогольной продукции – управление министерства внутренних дел, вопросы некачественного предоставления жилищно-коммунальных услуг – Государственная жилищная инспекция и органы муниципального жилищного контроля.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА