У Барбьери модели на канате и со стрелой в голове
Фотохудожник, изменивший взгляд на моду, мечтает жить во Владивостоке. Но не хватает времени...
Визит Джана Паоло Барбьери казался чем-то почти немыслимым… Один из лучших в мире фотохудожников, с именем которого связывают изменение самого взгляда на моду ХХ века. И дело не только в том, что ему позировали звезды уровня Майи Плисецкой, Одри Хэпберн, Вивьен Вествуд. Он один из тех, кто, собственно, создал и развил понятие «модная фотография, фешен-съемка».
70–80-е годы в мире моды прошли под именем Джана Паоло Барбьери. Он делал обложку для первого номера итальянского журнала Vogue, снимал коллекции всемирно известных кутюрье и модных домов – Valentino, Versace, Yves Saint Laurent, Chanel… И без преувеличения, менял визуальную действительность ХХ века. Работать с ним сегодня – не просто честь, а марка качества для любой модели, даже носящей приставку «супер».
Фотовыставки мэтра проходили в лучших музеях и выставочных залах во всем мире. И вот – это может показаться просто невероятным – в центре современного искусства «Заря» открылась выставка «Мода и вымысел», на которой представлено более 40 оригинальных работ великого фешен-фотографа Джана Паоло Барбьери. Мало того, маэстро лично приехал на открытие.
– То, что вы видите, выставлялось в прошлом году в Москве в рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии–2015», – сказал он. – Меня попросили представить для выставки работы, снятые в 70–80-х годах прошлого века, что я и сделал, а уж окончательный выбор осуществили кураторы биеннале. Скажу честно, мне их выбор нравится. Они показали весь срез тогдашних тенденций в моде, в фешен-фотографии.
В последней трети прошлого века модные фотографы снимали красоту и индивидуальность, работая над каждым кадром часами. Сегодняшние их коллеги частенько ставят перед собой одну цель – выделиться на общем фоне, вычурными позами и нарядами моделей привлечь внимание зрителя.
– Большинство из представленных на выставке снимков постановочные, – продолжал маэстро. – Специально оборудовалась комната с окном, и работа шла очень долго, в частности со светом, чтобы добиться идеальных теней на полу.
Для снимков с коллекцией Valentino в студии натягивали канаты, и модели балансировали на них, как акробаты. Для другой серии специально срубили дерево и установили в студии. Для третьей в помещение принесли тонны песка. А в знаменитой эпатажной серии для коллекции Yves Saint Laurent модели изображали проституток на улицах Парижа.
Впрочем, не только модели смотрят на зрителей с фоторабот Джана Паоло Барбьери. Вот знаменитый (один из самых известных) портрет Майи Плисецкой. Снимок Рудольфа Нуриева, выступавшего в Ла Скала. Портреты Вивьен Вествуд и Анжелики Хьюстон. Прекрасная серия обнаженных снимков Моники Беллуччи. Фотография, произведшая в свое время фурор: модель Верушка с покрытой стразами стрелой в голове – намек на картину о святом Себастиане.
– У вас есть рецепт, как работать с красивой женщиной и не влюбиться в нее?
– На самом деле, я влюблялся каждый раз, – улыбается Джан Паоло Барбьери. – Нет, правильнее сказать: все мои снимки сделаны с любовью, с нежным чувством к этим женщинам. Я всегда работал в атмосфере гармонии и красоты, и это мое счастье.
– Вы много снимали и в нынешнем веке. С какими моделями работать было проще – с теми, из 80-х, или с современными?
– Между поколениями женщин всегда есть огромная разница. Рожденные в 30–40-х годах прошлого века отличаются от тех, кто родился в конце 90-х, как небо от земли. Это и культурные различия, и исторически обусловленные. Поэтому не скажу, что с кем-то было работать легче. Просто очень по-разному…
Замечу, что в 70–80-х годах фешен-индустрия только формировалась, это была другая мода и другие модели, их было не так много, и каждая – личность, человек с характером и собственной историей. Сегодня же моделей столько, что они превращаются в безликий ряд. К сожалению…
Всегда интереснее работать с женщинами, у которых за плечами есть жизненный опыт, история… У них совсем другая магия глаз.
Сейчас я почти не работаю с модой, хотя не скрою: полностью от таких съемок не отказался. Но главная моя работа сегодня – travel-фотографии. Например, на Сейшелах, на Таити, на Мадагаскаре и в других красивейших местах планеты…
– Вас утомила мода?
– Все прозаичнее. Поступил заказ на одну travel-съемку, потом на другую… В итоге я уже выпустил несколько книг с такими фотографиями и собираюсь еще – со снимками цветов.
Что же касается моды… Это всегда было и будет моей страстью, моим вдохновением, если бы я не работал в этой сфере, то и других моих фото не было бы…
– Ваши снимки очень кинематографичны, как кадры из фильмов…
– Кино – моя любовь. Итальянский сюрреализм: Феллини, Пазолини, Висконти – источники моего вдохновения. Я смотрел, как они выстраивают свет в своих фильмах. Изучал американские картины в стиле нуар (черно-белые), чтобы глубже понять игру света и теней.
– Вы и сами играли в театре, снимались у Луиджи Висконти…
– Это такое счастье! Помню каждый миг работы с таким гением, как Висконти.
– А как вам Майя Плисецкая в роли модели?
– Она великая актриса. И если учесть, что я снимал одновременно Плисецкую и Нуриева, вы поймете, на какой волне вдохновения я парил. Это было невероятно, проникало в самые глубины души.
Работать с русскими вообще интересно. А уж русское авангардное искусство, особенно Родченко, Малевича, меня просто восхищает.
– Вы не желали бы включить Россию в серию своих travel-фото?
– О, я хотел бы… Но проектов у меня сейчас слишком много, может быть, даже многовато для одной жизни.
– Вы что-то сфотографировали во Владивостоке?
– Пока что нет. Очень мало времени провел в вашем городе. Я не люблю хвататься за камеру сразу, как попадаю в новое место, не терплю поверхностных снимков, которые не отражают душу, суть места.
Да, то, что я увидел, невероятно красиво. И будь у меня время, я мечтал бы пожить во Владивостоке, посмотреть старые и новые кварталы, подышать этим воздухом… Один факт, что здесь заканчивается Транссиб, просто фантастика! Чтобы все это прочувствовать, понять, нужно время. А у меня его нет.
Когда берусь за съемки в каком-то месте, я должен вжиться в него, полюбить его. Иначе это будет поверхностно, ни о чем… Вот пример: для работы над серией снимков о Мадагаскаре я взял год. Год прожил на острове и только тогда стал снимать.
– Такой подход не может не вызвать уважения.
– Спасибо. Но для меня это естественно.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ