Разруха и в мостах, и в головах
Эксперты: оздоровление дорожной отрасли в Приморье должно начаться с наведения порядка в руководстве
Приморский край на всех уровнях и площадках защищает звание международного транспортного коридора, с гордостью демонстрируя проекты «Приморье-1» и «Приморье-2». Однако у радужных перспектив сложился довольно мрачный фон: разрушение моста в Новолитовске, масштабное сокращение филиалов АО «Примавтодор» и арест руководителя компании. С течением времени контраст планов с действительностью становится только резче. Что происходит с дорогами в Приморском крае? Этой проблеме была посвящена передача «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма».
Гостями студии стали Александр Фильков, председатель профсоюза грузоперевозчиков Приморского края, и Петр Куприянов, эксперт «от руля» – он водитель-дальнобойщик. Также на телефонную связь вышли главы приморских поселений и другие специалисты.
– Еще три или четыре года назад я всем говорил, что у нас в Приморье дороги если не отличные, то как минимум приличные, – начал разговор журналист Андрей Калачинский. – Они хорошо содержались, строились, и это было заметно. Наконец-то заасфальтировали дорогу на Партизанск, пролегавшую через Новую Москву. На сложный перевал мы начали «взлетать» за полчаса. В какой-то момент и до Рудной Пристани, и до Краскино были проложены приличные трассы. В общем, с той поры начались разговоры о том, что Приморье – это перспективный логистический центр. Через край можно и нужно возить грузы. Придумали словосочетание «транспортный коридор». Эти вещи вписаны в профильные документы, которыми регион гордится. Таких перспективных транспортных коридоров два: «Приморье-1» и «Приморье-2». Первый должен связать приграничный китайский город Суйфэньхе, станцию Гродеково, Пограничный район Приморского края и порты на востоке края: Владивосток и Находку. Предполагается, что по этому коридору грузы из Китая могут следовать кратчайшим маршрутом в страны АТР. «Приморье-2» – еще один маршрут из Китая, только заточенный на порты Посьет и Славянка.
В то же время 23 февраля произошло разрушение моста на трассе Владивосток – Находка, а многие дороги и мостовые переходы в Приморье либо находятся в плачевном состоянии, либо постепенно переходят в него. Что происходит с региональными трассами? Кто ими должен заниматься и почему занимается так, что они приходят в негодность? Насколько в таких условиях Приморье действительно готово стать транспортным коридором?
Ситуация на местах
По мнению Александра Филькова, первоочередное внимание региональных властей в ближайшее время должно быть направлено именно на состояние региональных трасс. На данный момент содержание объектов оставляет желать лучшего. А впереди – грандиозные проекты.
– Сейчас добраться до Зарубино или Находки – трудная задача, – отметил он. – Если реконструкция соответствующих трасс и ведется, то только на небольших участках. Более того, нынешние дороги не выдерживают норм ГОСТа. Это ведет к тому, что трассы просто проваливаются под большегрузами. Почему вопрос нужно решать немедленно? Да потому, что уже в 2018 году планируется открытие зарубинского порта как одного из объектов свободного порта Владивосток.
Глава администрации Амгунского сельского поселения Виталий Якименко сообщил, что уже не ждет строительства дорог к населенному пункту в асфальте. Ближайший участок с асфальтовым покрытием заканчивается в Тернее. Дальше идет грунтовка. Путь от Амгу до районного центра занимает около трех с половиной часов.
– Надо быть реалистами – в стране кризис, – отметил он. – В советское время к нашему поселку дорог не построили – сейчас тем более. Мы и не ждем этого. Главное, чтобы можно было всегда проехать. Выручает то, что на территории работают лесоперевозчики. Размыло дорогу – они сами пригнали бульдозер. Этой зимой, слава богу, все было нормально. На очистку дорог было привлечено добросовестное предприятие. Что в поселке, что за ним – проблем в перевозках не было.
Амгу еще повезло. Глава Хасанского поселения Иван Степанов сообщил, что в прошедшем феврале поселок три дня находился в снежной изоляции.
– Дорога убиралась несвоевременно, – отметил Иван Владимирович. – Хасан практически в течение трех суток оставался отрезанным от цивилизации. Возникла ситуация: надо было доставить на «скорой помощи» человека. Своими силами пробиться через намет не смогли. Привлекли МЧС. Но даже крупная техника спасателей не могла пройти. Трассу расчистили только на третьи сутки. Дело в том, что с компанией АО «Примавтодор» сложилась очень непонятная ситуация. После реформы филиал компании в нашем районе расформировали и перевели в Надеждинский район. До сих пор между Хасанским районом и предприятием не заключен договор на эксплуатацию автомобильных дорог.
Туристов встречают ухабами
При этом через Хасанский район лежит путь основной массы туристов из Хабаровского края и других областей России. Они приезжают в Приморье на пляжный отдых, а регион встречает их разбитой грунтовкой. Причем если российских туристов ездой по ухабам не удивишь, то иностранцам такой аттракцион точно запомнится.
– Знаете, изначально нам говорили, что в 2002 году сделают нормальную дорогу к Хасану, – рассказал Иван Степанов. – Потом в 2007-м, в 2011-м. Теперь крайний срок – 2017-й. Но я смотрю, что никто этим не занимается. Даже самый убитый участок – у села Бамбурово – остается без ремонта и должной эксплуатации. Три губернатора успело смениться.
– Когда мы говорим об увеличении потока туристов из Китая, то надо понимать, что они по своим прекрасным автобанам подъезжают к границе с Приморским краем, а затем выезжают на ямы и колдобины трассы Краскино – Владивосток, – отметил Андрей Калачинский.
Еще два моста
В Приморье более полутора тысяч различных мостов. Обрушение только одного объекта в Новолитовске серьезно сказалось на перевозках в Находку. В тот раз, слава богу, никто не пострадал. Зато случай заставил обратить внимание на состояние объектов, ведь многие из них находятся либо в аварийном состоянии, либо на подступах к нему.
– На повороте на Чугуевку у села Новомихайловка есть мост, на котором еще пять лет назад разрушилась правая сторона, – сообщил Александр Фильков. – Он так и не восстановлен. В то же время участок дороги, который остался слева, продавливается тяжеловесами, везущими лес на станцию Новая Чугуевка. Мост буквально шатается под их колесами. И мало кто обращает на это внимание.
– Другие находкинские мосты находятся в таком же состоянии, как и в Новолитовске, – поделился информацией Петр Куприянов. – Более того, сейчас увеличилась нагрузка на проезд через Партизанск. Там, на спуске с перевала, находится железный мост. Теперь по нему пошли все большегрузы. Он в таком состоянии, что либо его скоро закроют, либо он рухнет.
Кому есть дело до региональных дорог?
– Приморскому краю сильно повезло с дорогами федерального значения, – считает Юрий Пошивайло, глава профсоюза автоперевозчиков. – Под саммит выросли красавцы-магистрали. Но в их тени остались дороги краевого значения. Проблема отодвинулась на второй план. А это неправильно, потому как именно эти дороги были, есть и будут главными для региона. Состояние их неудовлетворительное. Да, что-то где-то делается. Где-то подсыпали, подровняли, но качественного сервисного обслуживания нет. Отрасль лихорадит уже несколько лет. Был создан мощный гигант по обслуживанию, устройству, ремонту и содержанию дорог края – Примавтодор. Но не так давно пришел новый директор, москвич, не знающий ни географии, ни местных проблем. Жил в основном в Москве. Должного внимания филиалам не уделял. Более того, инициировал их сокращение. Ликвидация филиалов Примавтодора показала отношение краевых руководителей к проблеме региональных дорог. Они им не нужны. Сегодня слышны обвинения в адрес водителя грузовика, который якобы превысил тоннаж. Мне кажется, таким образом осмысленно уводятся из-под ответственности те, кто должен был объект у Новолитовска эксплуатировать. Ведь что такое мост? Инженерное сооружение, обязанное выдерживать двойную, тройную нагрузку. Никто не гарантирует, что не будет встречного движения и на объекте не окажутся разом две фуры, движущиеся в противоположных направлениях. Просто мост не обслуживали, не ремонтировали должным образом. Сваливать все на водителя даже не смешно.
Эффективного менеджера судят по делам
Напомним, что до 2007 года Примавтодор являлся краевым унитарным предприятием. Потом было проведено его акционирование.
– На то время это было к лучшему, – считает Андрей Калачинский. – Укрупнение и привлечение дополнительных средств способствовали тому, что предприятие закупило хорошую технику. К тому моменту состояние приморских дорог было одним из лучших в своей истории. В 2014 году губернатор Владимир Миклушевский во время поездки по Ольгинскому району услышал жалобу одного из сотрудников Примавтодора на небольшую зарплату. Тут же на месте было принято решение отправить руководителя в отставку. Александра Гофмана в итоге сменил москвич Александр Мартынов, названный «эффективным менеджером». О работе руководителей нужно судить по делам. Мартынов принял одно из важнейших решений в жизни предприятия – масштабное сокращение.
Напомним: ранее у Примавтодора было 27 отделений, практически во всех муниципальных районах. В результате реформы закрылись 19 филиалов. Осталось, соответственно, восемь.
– Те работяги, которые сейчас ремонтируют мост в Новолитовске и живут в вагончике, мне рассказывали, что раньше к ним привозили еду, даже приезжала передвижная баня, – рассказал Андрей Калачинский. – Сейчас людей, которые занимались кормлением и обслуживанием строителей, в принципе нет. Их сократили первым делом. Более того, если Гофмана сняли по жалобе на низкую зарплату, то сейчас работники просто воют – у них еще сильнее упали заработки. В то же время компания «Примавтодор» так и не показала развития или роста. Грузоперевозки – задача номер один. На всех уровнях Приморский край поднимает на щит то, что он готов стать транспортным коридором, – отметил Андрей Калачинский. – Сейчас мы видим, что предприятие, которое должно заниматься содержанием дорог, деморализовано. Сотрудники Примавтодора не знают, что с ними будет дальше. И это негативно сказывается на состоянии дорог.
Сокращение филиалов проходило в три этапа. Сначала были расформированы отделения в Лазовском, Михайловском, Хасанском, Уссурийском, Шкотовском районах, в поселке Трудовое. Затем в Дальнереченске, Красноармейском, Кировском, Хорольском, Черниговском, Ханкайском и Октябрьском районах. И третьим этапом шли Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский, Чугуевский и Яковлевский филиалы. Прервалась и карьера самого Александра Мартынова. В декабре минувшего года он был взят под стражу по подозрению в получении взятки – два миллиона рублей. Сейчас находится под домашним арестом.
Эксперты нашли в этом единственный положительный момент.
– Руководитель несет ответственность перед работниками, – подчеркнул Александр Фильков. – Если человек находится под стражей, то правоохранительные органы работают хорошо. Это будет устрожающим моментом для последующего руководителя. Может быть, он и сработает.
Очевидно, что, пока не будет наведен порядок сверху – в АО «Примавтодор», ждать улучшения дорожной ситуации как минимум чересчур оптимистично.
Автор: Евгений СИДОРОВ