Наша Наташа
Как голливудская звезда с владивостокскими корнями исполнила великую американскую мечту своих родителей
Автор этих строк, как большой патриот приморской столицы, коллекционирует фильмы, в которых одним из персонажей, если можно так выразиться, является Владивосток. Это картины, где действие происходит в городе нашенском, или где появляются герои родом из Владивостока, или где город даже просто упоминается. Таких фильмов в коллекции набралось уже больше сотни, включая и голливудское кино.
Кстати, о Голливуде. Знаете ли вы, что на «фабрике грез» отметилось немало наших земляков – актеров и других кинодеятелей, так или иначе связанных с Владивостоком?
Несомненно, самый известный из них – Юл Бриннер. Об этом уроженце Владивостока, оскароносной кинозвезде и одном из главных мачо Голливуда, написано и сказано предостаточно. Но мало кому известно, что с Владивостоком связана судьба еще одной голливудской звезды первой величины – кинодивы 1950–1970-х годов Натали Вуд. Ее история тоже стоит того, чтобы о ней рассказать.
И на нашей улице бывает волшебство
Того, что у Натали Вуд были русские корни, она сама не скрывала: всегда называла себя русской и говорила по-русски почти без акцента. И стоит заметить, именно русская страсть и русский напор ее родителей, прежде всего матери, помогли ей проторить дорогу к славе…
Натали Вуд, урожденная Наталья Николаевна Захаренко, появилась на свет 20 июля 1938 года в Сан-Франциско в семье русских эмигрантов. Позже ее отец, Николай Захаренко, поменял семейную фамилию на Гурдин. В Голливуде Наталья взяла сценический псевдоним Вуд (Wood), а в замужестве стала Вагнер. Но русскую душу за чужими именами не скрыть…
На съемочную площадку дочку привела мать, мечтавшая сделать из нее звезду, что получилось на удивление легко и просто. Актерская карьера Наташи началась в возрасте четырех лет, когда она снялась в эпизоде фильма «Счастливая земля»(1943 год), где сыграла девочку, уронившую мороженое. Вообще, она считается среди актеров-детей одной из самых успешных. На ее счету фильмы 1940-х «Волшебство на 34-й улице», «Призрак и миссис Мьюр» и «Звезда».
В 1955-м повзрослевшая Натали сыграла Джуди в фильме «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином в главной роли. За роль Джуди ее впервые номинировали на «Оскар», и эта роль помогла ей пробиться в когорту серьезных голливудских актеров.
Мировая слава пришла к Натали Вуд после фильмов 1960-х годов «Вестсайдская история», «Джипси» и «Большие гонки». А роли в картинах «Великолепие в траве» и «Любовь с подходящим незнакомцем» принесли ей еще две номинации на премию американской киноакадемии. Таким образом, Натали Вуд стала трижды номинанткой на «Оскар», впрочем, все три раза заветная статуэтка ей так и не досталась. Утешительным призом для актрисы стала премия «Золотой глобус» за роль в фильме 1979 года «Отныне и навсегда».
Большая любовь и странная смерть
Карьера Натали Вуд, успешно развивавшаяся в 1960-х, в следующее десятилетие пошла на спад. Она стала меньше сниматься и решила посвятить себя семье.
Личная жизнь актрисы была весьма бурной, что не было редкостью на Голливудских холмах. В 1957 году она вышла замуж за актера Роберта Вагнера, но в 1962-м они развелись. Спустя семь лет Вуд обвенчалась с британским продюсером Ричардом Грегсоном, но этот брак распался в 1972-м. В том же году Натали восстановила отношения с Робертом Вагнером, за которого повторно вышла замуж и прожила с ним до своей гибели. От двух браков у нее родились две дочери, Наташа и Кортни.
Жизнь Натали Вуд прервались трагически, внезапно и загадочно. В ночь с 29 на 30 ноября 1981 года она погибла при невыясненных обстоятельствах во время отдыха на личной яхте «Роскошь» у острова Санта-Каталина в Калифорнии. На яхте были также ее муж Роберт Вагнер и известный актер Кристофер Уокен, с которым Натали снималась в своем последнем фильме «Мозговой штурм» и с которым, по слухам, у нее был роман.
Накануне вечером яхта зашла в бухту Истмус, капитан Деннис Данвер поставил судно на стоянку и компания направились в ресторан. По показаниям свидетелей, они вели себя вполне обыденно, вот только алкоголя употребили изрядно. Официантка уточнила, что Натали Вуд выпила 7 или 8 бокалов вина. Незадолго до полуночи актриса и сопровождавшие ее мужчины вернулись на яхту и продолжили возлияния. Позднее Вагнер с Уокеном, отвечая на вопросы следователя, сообщили, что во время застолья они немного поспорили, однако конфликт благополучно разрешился и все разошлись по каютам.
Как рассказал Данвер, позже он совершил дежурный обход яхты и не обнаружил на ней Натали и надувной резиновой лодки. Капитан поставил в известность Вагнера, но тот не выказал никакого беспокойства и предположил, что Натали могла воспользоваться шлюпкой для поездки на одну из соседних яхт или на берег. Он приказал Данверу на время воздержаться от уведомления спасателей и капитана порта о пропаже человека. В нарушение морского регламента Данвер подчинился требованиям хозяина.
Какое-то время Роберт Вагнер, якобы надеясь на скорое возвращение жены, отказывал Данверу в просьбе запросить помощь у официальных лиц. Через два с половиной часа он наконец связался по рации с начальником порта и сообщил об инциденте. Власти незамедлительно приступили к розыску: в воздух подняли вертолет, в море направили спасательное судно. На рассвете на расстоянии морской мили от яхты полиция с вертолета обнаружила шлюпку и недалеко от нее плавающее лицом вниз тело Натали Вуд…
Расследование этого дела не закончено до сих пор. В декабре 2011 года оно было возобновлено в связи с выходом книги, написанной Деннисом Данвером. В ней бывший капитан изложил факты и обстоятельства той трагической ночи, о которых он молчал 30 лет. Лейтмотив книги – в смерти Натали Вуд виновен ее муж.
Роберт Вагнер жив до сих пор, но хранит молчание о событиях той ночи…
Дочь грузчика и фантазерки
О Натали Вуд написано несколько десятков книг и снято несколько фильмов, в том числе «Загадка Натали Вуд», но до глубин ее русских истоков докопался лишь голливудский сценарист и писатель Гэвин Ламберт, в 1981 году выпустивший книгу «Русские корни Натали Вуд».
Информацию Ламберт собирал по крупицам, поскольку мать Натали, прожившая долгую жизнь, любила напустить туману на семейную историю и каждый раз рассказывала ее по-разному. Фантазия у нее была неиссякаемая, и в разных вариантах этой истории она оказывалась то родственницей царя Николая Второго, бежавшей от большевиков, то ребенком, которого украли и воспитали цыгане. Вот что удалось восстановить Ламберту.
Родители будущей звезды прибыли в Северную Америку из России, правда, из разных мест, а познакомились и поженились в Сан-Франциско. Ее мать, Мария Степановна Зудилова, была родом из Барнаула, а отец, Николай Степанович Захаренко, родом из Владивостока.
Мария родилась в богатой семье купца Степана Зудилова (здание его магазина в Барнауле сохранилось до сих пор). В 1919-м Зудилов бежал от красного террора и вывез семью в Харбин. У него было семеро детей, Мария была самой младшей. В 1920 году, когда эксцессы начались и на КВЖД, семья отправилась дальше и в 1921-м оказалась за океаном, в Калифорнии.
Но гораздо больший интерес представляет для нас биография отца Натали Вуд. В отличие от жены Николай Захаренко родился в бедной семье. Его отец, Степан Захаренко, работал во Владивостоке грузчиком. По семейным преданиям, он грузил шоколад и какао-бобы на шоколадной фабрике, но это похоже на легенду, призванную подсластить горькую пилюлю. По всей видимости, он работал не на шоколадной фабрике (таковой во Владивостоке не было вообще – была кондитерская), а грузчиком в порту. Об этом говорит тот факт, что в роковом 1919-м он участвовал в Гайдовском восстании – самом кровопролитном военном столкновении во Владивостоке времен Гражданской войны, когда погибло, по разным оценкам, от 500 до 2000 человек. Помимо военных, в мятеже приняли участие портовые грузчики. Во время этих событий погиб и Степан Захаренко.
У его вдовы на руках остались сыновья Дмитрий, Николай и Владимир, с которыми она выехала в Шанхай. Оттуда она написала письмо брату, жившему в Канаде, тот прислал им денег, и они отправились в Монреаль.
В Монреале Николай и Владимир по-шли в школу и среди прочего научились играть на музыкальных инструментах, например, будущий отец кинозвезды играл на балалайке. Юношей Николай отправился на заработки в Калифорнию, но первое время работы не было, и он начал с самых низов, получив работу дворника в Стандарт Ойл Билдинг.
Позже в Сан-Франциско приехали Владимир и Дмитрий. Они образовали музыкальное трио «Братья Захаренко» (скрипка, мандолина, балалайка) и зарабатывали деньги в местных танцевальных залах.
Николай Захаренко долго не мог найти себя и в итоге пошел… по стопам отца. Когда в 1934 году он познакомился с Марией Зудиловой-Татуловой (она к тому времени уже успела выскочить замуж и развестись), Николай работал в доках на погрузке-выгрузке сахарного тростника. В 1936-м они поженились, в 1938-м у них родилась Наталья, в 1946-м Светлана.
В 1944 году, после первой же удачи старшей дочери в кино, семья переехала в Голливуд и не прогадала. Уже в 1946-м компания «ХХ Век Фокс» предложила восьмилетней Наташе новую фамилию – Вуд, контракт на 800 долларов в неделю и одну из главных ролей в рождественской сказке «Волшебство на 34-й улице», сделавшей девочку знаменитой, благодаря чему финансовое положение семьи наконец-то поправилось. Так сбылась великая американская мечта двух эмигрантов из России…
Кстати
Сестра Натали Вуд, Светлана Захаренко, тоже стала актрисой под псевдонимом Лана Вуд. Лана получила известность после одного из фильмов бондианы «Бриллианты навсегда» с Шоном Коннери, где она сыграла подружку агента 007. Также российский зритель знает ее по фильмам «Дикий, дикий Запад» и «Миссия невыполнима».
Автор: Сергей КОРНИЛОВ