Международные транспортные коридоры привяжут к Владивостоку
Расширенное совещание по развитию международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2» между пограничными провинциями Северо-Восточного Китая и Приморским краем состоялось в Москве.
В совещании, проходившем под председательством министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, приняли участие замминистра транспорта – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский, вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, глава Владивостока Игорь Пушкарев, председатель комитета инвестиционных программ Ассоциации морских торговых портов России Дмитрий Морозов, представители Федеральной таможенной службы, а также компаний – ООО «Группа «Транзит-ДВ», ООО «Восточная стивидорная компания» и ООО «Группа «Сумма».
ВКАД станет частью МТК «Приморье-3»
Как сообщили «В» в пресс-службе городской администрации, глава Владивостока Игорь Пушкарев считает, что система международных транспортных коридоров (МТК), куда входят МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», – важный фактор развития приморской столицы как центра многостороннего международного экономического сотрудничества. Но существующая концепция МТК была разработана еще в 2000 году и в новых обстоятельствах (учреждение свободного порта Владивосток, формирование на юге Приморья трансграничной агломерации, выдвижение ряда инфраструктурных инициатив евразийского масштаба) требует переосмысления. Владивосток должен стать центром нового хаба (хаб – крупный транспортно-логистический узел регионального значения), который включит в себя несколько транспортных коридоров, не ограничиваясь только МТК «Приморье-1» и «Приморье-2».
Собственно, такому включению потенциала Владивостока в развитие приграничных территорий и служит идея создания агломерации на базе нового автомобильно-железнодорожного маршрута под условным названием «Приморье-3», частью которого является и Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД). Это предложение администрация города озвучила на 1-м Восточном экономическом форуме, который состоялся в сентябре 2015 года на острове Русском. Кроме того, Владивостоку требуется сбалансированность территориального и морского пространственного планирования, которая сможет обеспечить комплексное развитие экономики города, свободного порта Владивосток и агломерации в целом.
Как нам завоевать китайский грузопоток
С основным докладом по разработке финансово-экономической модели новых транспортных потоков в Приморском крае выступил глава Минвостокразвития Александр Галушка.
По его словам, результаты анализа и оценки транспортных потоков северо-восточных провинций КНР показывают: развитие МТК в Приморье выгодно и России, и Китаю. Но чтобы коридоры заработали на полную мощность, их необходимо сделать удобными и выгодными для грузовладельцев и транспортных операторов.
– Во-первых, должны стать привлекательными экономические условия. Сегодня путь из северо-восточных провинций КНР через порты Приморья хотя и короче по расстоянию, но не конкурентоспособен по срокам и стоимости перевозки, – отметил министр.
Во-вторых, по его словам, необходимо снять все неэффективные административные барьеры в пунктах пропуска через границу.
– В случае транзита груза мы его проверяем трижды. Это существенные временные потери для операторов, – объяснил Александр Галушка. – Есть требования федерального закона «О свободном порте Владивосток», касающиеся круглосуточной работы пунктов пропуска и радикального сокращения форм контроля. Реализация этих мер существенно повысит скорость и привлекательность транспортировки грузов через порты Приморья.
В-третьих, в дополнительной проработке нуждается направление грузовых потоков и их привязка к существующим и перспективным морским транспортным линиям.
– Надо смотреть все варианты. Конечными точками транспортных коридоров могут быть не только Находка и Зарубино, но также и порты Владивостока и Славянки, – подчеркнул глава Минвостокразвития.
Кроме того, необходимо в полной мере сформировать инвестиционную модель развития транспортных коридоров. – Очевидно, что инфраструктура коридоров: автодороги, участки железных дорог, перевалочные пункты и портовые терминалы – представляет инвестиционный интерес, – отметил Александр Галушка. – Инфраструктуру можно и нужно строить за частные средства, минимизируя бюджетное финансирование. Соответствующая «упаковка» проекта для инфраструктурных инвесторов сейчас готовится.
Напомним, что подготовкой финансово-экономической модели реализации международных транспортных коридоров в Приморье занимается компания McKinsey. Ее представители ознакомили участников совещания с первыми результатами анализа и оценки экономической эффективности проекта, в том числе с оценкой потенциальной транзитной грузовой базы, идущей из северо-восточных провинций КНР, которую экономически выгодно направлять в порты Владивостока, Находки, Зарубино и Славянки.
Автор: Николай КУТЕНКИХ