Отборный лес в обмен на яблоки
О существовании автоперехода на таможенном посту “Марково”, что в 10 километрах от Лесозаводска, горожане вспоминают лишь, глядя на лесовозы, которые потоком идут в сторону границы. У многих работников “Уссурийского ДОКа” эти машины, груженные отборным ясенем, вызывают горькое чувство - их крупнейшее когда-то на Дальнем Востоке предприятие простаивает. Только за прошлый год через марковский автопереход в Поднебесную прошло 3327 автомашин, из них - 1508 с грузами. Учитывая, что вывозить приморским “бизнесменам”, кроме “кругляка”, нечего, нетрудно прикинуть, на какую сумму обобрали они тайгу. С этого и начался наш разговор с заместителем начальника таможенного поста “Марково” Николаем ПОДОЛЬКО.
О существовании автоперехода на таможенном посту “Марково”, что в 10 километрах от Лесозаводска, горожане вспоминают лишь, глядя на лесовозы, которые потоком идут в сторону границы. У многих работников “Уссурийского ДОКа” эти машины, груженные отборным ясенем, вызывают горькое чувство - их крупнейшее когда-то на Дальнем Востоке предприятие простаивает. Только за прошлый год через марковский автопереход в Поднебесную прошло 3327 автомашин, из них - 1508 с грузами. Учитывая, что вывозить приморским “бизнесменам”, кроме “кругляка”, нечего, нетрудно прикинуть, на какую сумму обобрали они тайгу. С этого и начался наш разговор с заместителем начальника таможенного поста “Марково” Николаем ПОДОЛЬКО.
- Николай Михайлович, как вы относитесь к потоку лесовозов в Китай? Не оказались ли напрасными затраты, которые понес район при создании вашего таможенного поста?
- Что касается положения пограничного перехода, никаких сомнений быть не может. Расположенный в центральной части Приморья марковский таможенный пост создает очень удобные условия для торговли с соседями. Он позволяет отправителям грузов из Хабаровского края и наших северных районов сократить дорогу к границе, оперативно оформлять и отправлять грузы. Надо заметить, что поток лесовозов - это лишь малая, видимая часть таежного “айсберга”, уплывающего в Китай. Основная масса экспортного леса отправляется по железной дороге. За 1-й квартал этого года на таможенном посту “Марково” оформлена 1000 деклараций. В основном на перевозку леса в вагонах.
К сожалению, государство не может (или кто-то не хочет) остановить расхищение таежного богатства. Нужны соответствующие законы, тогда и возродится производство на “Уссурийском ДОКе” и других деревообрабатывающих предприятиях отрасли. Простая арифметика. Кубометр “кругляка” стоит от 170 до 230 долларов. А тонна китайских яблок - 600. Но яблоня еще не раз даст урожай и прибыль. А срубленный ясень - один раз и никогда больше. Считаем дальше. В вагоне 50 “кубов” невосполнимого богатства. Причем богатства для избранных. Свой “навар” при продаже имеют еще и посредники. Государство же за оформление вагона получает 100-150 рублей.
- Что надо сделать, чтобы вывоз “кругляка” по бросовым ценам прекратился?
- Ввести, как было раньше, пошлины на сырье, добавить НДС, другие весомые накрутки. Вот тогда-то и пойдет за кордон продукция деревообрабатывающих комбинатов и мебельных фабрик. И нормально заработают почти умершие предприятия, а люди получат работу и достойный заработок.
- Давайте вспомним нашумевший в Лесозаводске процесс, когда выездная коллегия краевого суда рассматривала дело о взятке одного из сотрудников таможни. Сотрудники ФСБ провели операцию, в ходе которой при вручении меченых 400 долларов за услуги при оформлении таможенных документов схватили таможенника за руку. Суд приговорил его к 7 годам лишения свободы. В ходе судебного разбирательства было сказано - взятка или благодарность предпринимателей за более быстрое прохождение документов по 2 доллара за “куб” стала будто бы системой...
- По поводу взятки мой комментарий таков: зачем делать долларовые “подарки”, если таможенные декларации и так проходят почти без задержек. Каждый день мы оформляем 20-25 штук. Ежедневно на планерке все службы (5 ступеней контроля), задействованные при оформлении документов, отчитываются. Если декларация не прошла за один день, обязательно выясняется, кто виноват.
- Со строительством моста через Сунгач и открытием автоперехода в Марково городская власть надеялась пополнять бюджет за счет туристических поездок. Но почему-то все шоп-туры в Китай проходят мимо перехода?
- Согласен. Иметь такую привлекательную возможность и никак ее не использовать - не по-хозяйски. Однако на этот счет есть причины. Во-первых, в городе нет турфирмы для организации таких поездок, поэтому путевки горожане приобретают во Владивостоке или Уссурийске. Во-вторых, отсутствуют разрешающие документы - как со стороны пограничников, так и Регионального таможенного управления (ДВТУ РФ) на открытие туристического перехода через Сунгач. Поэтому и приходится укомплектованную в городе группу отправлять через железнодорожную станцию Гродеково, автопереходы “Полтавка” или “Сосновая Падь” - под эгидой Гродековской таможни.
- И все же, удобно ли расположен таможенный пост в Марково, если учесть, что попасть на него можно, только минуя контрольно-пропускной пункт (КПП) и пограничную “колючку”? Да и сам пост в сравнении с китайской стороной выглядит захолустно...
- Создание таможенного поста финансировалось из федерального бюджета. Были вложены значительные средства. Сейчас финансирование почти прекратилось, и перспектива не просматривается. Не имея собственного помещения, мы вынуждены арендовать значительные площади в здании стройтреста № 3, что ставит нас в зависимость от стабильности существования самого треста. Да и за аренду приходится платить немалые суммы. Вот и приходится работать на 2 фронта: в городе - на оформлении таможенных документов, а также в Марково - на таможенном оформлении и досмотре перемещаемых через границу грузов. Но, с другой стороны, если бы построили таможенный комплекс и все наши службы функционировали в пограничной зоне, как китайские коммерсанты и их посредники попали бы за “колючку”? Ведь даже для горожан без пропуска дорога туда закрыта.
- Выходит, нет худа без добра?
- О каком же добре можно говорить, если вложенные в создание таможенного поста средства работают с минимальной отдачей. Тем не менее прибавка от марковского таможенного поста государству очевидна. В федеральный бюджет РФ вклад таможенного поста “Марково” за прошлый год составил 1326,8 миллиона рублей и во внебюджетный фонд развития таможенной системы РФ - 1093,3 миллиона рублей (в старых ценах). Эти цифры убеждают, что создание таможенного поста в Марково - дело выгодное, а доведение его до ума - и очень перспективное.
Автор: Валерий ЛЕДЕНЕВ, "Владивосток"