Жизнь из кусочков alla prima

В прошлом году в музейно-выставочном центре ВГУЭС проходила коллективная выставка акварелистов Приморья и Хабаровского края. Многие посетители, оставляя свои отзывы о вернисаже, особо отмечали работы хабаровского художника Бронислава Тамулевича. И вот теперь в тех же залах открылась его персональная выставка «Alla Prima. В один сеанс».

17 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3887 (23) от 17 февр. 2016
6f6ac73e69dbc7e7a96947aa2d071a87.jpg

«Владивостоку катастрофически не хватает выставочного пространства», – сказал на днях Александр Городний, директор будущего городского музея современного искусства «Артэтаж», открывая в его здании (находящемся пока в состоянии капремонта) небольшую экспресс-выставку. И он прав! Сколько прекрасных, талантливых художников, фотохудожников, скульпторов хотели бы выставлять свои работы на суд земляков и гостей города, но для них просто нет места…

Конечно, когда осуществится задумка администрации Владивостока и на улице Адмирала Фокина, 25 откроется большой современный музей с несколькими залами, мы с вами увидим, сколько потрясающих произведений искусства дождались своего часа. А пока предлагаем вашему вниманию рассказ о двух вернисажах, на которые стоит обратить внимание. Каждый из них – как кусочек весны посреди мрачного февраля, каждый дарит удивительно теплые эмоции. Не пропустите. И согласитесь: много выставок – это хорошо, это замечательно, это говорит о том, что в нашем городе кипит творческая жизнь. 

Экспозицию, в которой представлено 50 акварелей и 20 рисунков, художник готовил именно для Владивостока. Эти работы созданы за последние два года. Бронислав Тамулевич работает дизайнером, ездит в командировки по всему Дальнему Востоку, создает музеи и музейные экспозиции (в числе его проектов, например, музей нефти и краеведческий музей в Невельске).

– Увиденное в поездках вдохновляет меня и в итоге воплощается в акварели, – рассказывает Бронислав Владиславович. – Так что на выставке мои впечатления последних лет – от Охотска до Сахалина.

Бронислав Тамулевич пишет акварели на мокрой бумаге, причем старается использовать бумагу фактурную – мятую, в трещинках, шершавую. И что самое интересное, он создает свои работы за раз. Без переделок…

– Название выставки «Alla Prima. В один сеанс» отсылает даже не столько к технике, в которой я работаю, сколько к моему мировосприятию, – объясняет художник. – Я не умею долго копить в себе энергию, чтобы рисовать днями, неделями. Все происходит так: захлестывает эмоциональный всплеск – в этот момент и работаю, а акварель позволяет писать в один прием, не возвращаясь потом к исправлениям и улучшениям. Эмоционально сгораю я за два-три часа: бумага намокла – бумага высохла. Вот это как раз то время, за которое создается работа. Меня вдохновляют не парадные пейзажи, не официальное лицо любого города, а то, что связано с историей, необычной архитектурой, живописными закоулочками. Если я недоволен результатом, просто никому его не показываю. Кстати, нередко у меня почему-то не получается Владивосток: я пишу его часто, но далеко не всегда мне удается передать то, что хочется…

«Подвесной мост в Шмаковке», «Бухта Джигитовка», «Улица Владивостока», «Старый Хабаровск», «Охотск», «Рудная Пристань», «Гора Пидан» – по названиям работ легко проследить, где побывал художник и что его вдохновило. Пейзажи Бориса Тамулевича очень разные: от великолепных, ярких и полных солнечного летнего света «Одуванчиков» переходишь к печальной, скорбной «Дороге на кладбище в Рождественке», от слегка размытых акварелей – к четким, детализированным рисункам. И эти контрасты заставляют обойти всю выставку, не пропустить ничего…

– Что для меня живопись? Внутри меня постоянно борются дизайнер и график, дизайнер и акварелист, поэтому постоянно приходится искать в себе равновесие. Ведь без творческой части моя дизайнерская жизнь была бы очень бедной, – рассуждает Бронислав Владиславович.

К слову, несмотря на его признание в том, что «не получается Владивосток», на выставке представлено довольно много чудесных пейзажей нашего города. Может, правда в том, что художник очень любит его?

– Я не могу сказать, что глубоко понял Владивосток, но для меня всегда любая выставка, любой проект в вашем городе – это еще одна причина полюбоваться им, и я с радостью всегда пишу его, – говорит Бронислав Тамулевич. – А «Владивостокский маяк» – вообще одна из самых любимых моих работ…

Главный посыл выставки, по словам художника, прост: надо любить то, что нас окружает здесь и сейчас. В тех – иногда пролистываемых – моментах, которые мы не замечаем, к которым относимся вскользь, и заключена наша жизнь. Она соткана из таких кусочков, из alla prima…

Справка «В»

Alla prima (итал. «в первый момент») – разновидность техники масляной или акварельной живописи быстрыми смелыми мазками, позволяющая создать картину за один сеанс, до высыхания красок. 

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ