Кеш-бокс: думать и говорить по-русски

Корейский платежный терминал адаптирован к условиям общественного транспорта Владивостока

17 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3887 (23) от 17 февр. 2016

Цифры быстро добежали до нужной отметки и остановились: 3,25 грамма. Следом на весы легла другая монета. Ее вес оказался 3 грамма. Оказывается, монеты номиналом в один рубль, которые находятся в обращении на территории России, имеют разный вес. Рубль 1997 года выпуска с изменением материала в 2009-м «похудел» до 3 граммов. На платежеспособности это никак не отражается, а вот точная техника двадцать пять сотых грамма чувствует.

Умную технику привезли в наш город специалисты южнокорейской электронно-транспортной компании «Гидеон Систэк», которая считается одной из лучших в своей области. На заводе-изготовителе передовая система контроля и оплаты в общественном транспорте была усовершенствована специально для приморской столицы.

Как уже рассказывал «В», Владивосток стал первым российским городом, в котором осенью прошлого года в тестовом режиме была опробована новая универсальная система оплаты проезда. Напомним, что она представляет собой кеш-бокс (терминал для приема монет, купюр и безналичной оплаты) и современную систему видеонаблюдения.

Операция «Перезагрузка»

В муниципальном автотранспортном предприятии ВПОПАТ-1, в автобусах которого было установлено оборудование в рамках пилотного проекта, проводилась серьезная работа по тестированию системы. Несколько месяцев собирали и обрабатывали информацию по эксплуатации механизмов, пожелания водителей и пассажиров. Был проведен анализ и даны рекомендации заводу-изготовителю по адаптации кеш-бокса к работе в общественном транспорте приморской столицы. Сегодня миссия завершена.

Итак, кеш-боксы заговорят во Владивостоке на чистом русском: звуковое сопровождение остатка баланса карты и фраза «Платеж принят» теперь будут звучать без акцента.

Конструктивные изменения внесены в датчик приема металлических денег, что позволит без труда различать все российские монеты. Во время тестирования выяснилось, что неверно идентифицировались именно рубли: разный вес монет вводил систему в заблуждение, и она могла принять, к примеру, пять однорублевых кругляшей за десять. Сейчас все работает четко по любым номиналам российских монет.

Полностью перепрограммированный датчик стал быстрее думать! Первоначальная скорость «мысли» равнялась 4 секундам, сейчас кеш-бокс обработает необходимую информацию, выдаст билет и положенную сдачу за полторы секунды. Согласитесь, это удобно: при большом количестве пассажиров, особенно в часы пик, возле платежного терминала не будет возникать ненужных пробок.

Также усовершенствована для российского транспорта система определения необходимого количества билетов и сдачи при расчетах бумажными купюрами. Во время пилотной эксплуатации система не могла сразу определить, какую плату необходимо взять за проезд, к примеру, с 50 или 100 рублей.

По желанию пассажиров и водителей на заводе изменили и само расположение кеш-бокса – сейчас оно стало удобным для всех.

По работе валидатора для пластиковых транспортных карт не возникло никаких вопросов, поэтому все оставлено без изменений.

Как подтвердили «В» в МУПВ «ВПОПАТ-1», южнокорейская компания полностью адаптировала систему наличного и безналичного расчета к российской спе-цифике. Сейчас система оплаты и контроля проезда готова к работе на пассажирских автобусах.

Спокойно, вас снимает камера!

Внедряемая система включает в себя и современные видеокамеры для контроля перевозки пассажиров и безопасности движения (в «тестовых» автобусах на маршруте № 15 они продолжают работать).

Помните, как недавно во Владивостоке не смолкали жаркие споры по поводу драки в одном из городских автобусов? Выложенное в соцсетях видео, снятое очевидцем на телефон, не смогло внести ясность, кто виноват в случившемся. В скором времени любого нарушителя правил пользования общественным транспортом можно будет определить без труда: установленные в салонах автобусов видеокамеры позволят не только зафиксировать происходящее, но и сохранить всю информацию на жестком диске. При необходимости эти кадры можно будет использовать в целях дознания.

– Одна из главных задач этой системы – транспортная безопасность, – рассказывает начальник отдела технического контроля ВПОПАТ-1 Сергей Соколов. – И это не только возможные террористические угрозы. Перевозка пассажиров – большая ответственность и для компании-перевозчика, и персонально для водителя. Чтобы уметь пользоваться такой системой, водитель должен иметь определенные навыки. Например, к нам, в муниципальное предприятие, нельзя просто прийти и сказать: «У меня есть категория D, могу завтра выйти на линию». Мы, конечно, рады всем профессионалам, но каждый водитель проходит обязательную стажировку. Дело в том, что наш автопарк – это новые, современные, комфортабельные машины немецких фирм MAN и «Фольксваген», приобретенные администрацией Владивостока по инициативе главы города. И всех наших водителей мы переобучили для работы именно на этих автобусах: там другое техническое оснащение, другой двигатель, другие особенности. И, соответственно, для молодых водителей проводится учеба под руководством опытного наставника.

После изучения всех необходимых технических характеристик нужно еще ознакомиться с маршрутом, знать его схему, названия остановок…

Также южнокорейская система видео-наблюдения, которая является составной частью автоматизированной системы оплаты, обеспечивает безопасность и самого водителя. При возможной конфликтной ситуации можно, посмотрев видеозапись, определить, что случилось на самом деле.

Запись с камер видеонаблюдения также поможет, если возникнут сомнения по поводу соблюдения правил дорожного движения. Замечу, что в видеорегистраторах, которые сегодня есть во многих транспортных средствах, только одна зона обзора. В «тестовых» же автобусах установлено пять видеокамер, которые позволяют водителю видеть на мониторе все, что происходит в салоне, а это дополнительная информация о ситуации во время движения. И это фиксируется и записывается на жесткий диск. К слову, с южнокорейской стороной велись также переговоры о возможности передачи всех данных в режиме реального времени в диспетчерский пункт.

В ходе тестирования системы видеонаблюдения мы анализировали работу видео-камер. В итоге по просьбам водителей некоторые переместили: при первоначальной установке они не позволяли видеть салон автобуса полностью.

Что касается светового табло, установленного в этих же пилотных автобусах, то его тоже перенесли – уже по просьбам пассажиров. Первоначально оно располагалось на входе, на панели передней двери. Но в часы пик, когда автобусы перевозят максимальное количество пассажиров, не всем была видна необходимая информация. Сейчас табло находится в начале салона и просматривается со всех сторон.

Подобное техническое оснащение пассажирского транспорта Владивостока позволит повысить качество обслуживания пассажиров и, что важно, их безопасность. 

Справка «В»

Внедрение современной системы электронной оплаты и контроля в муниципальном транспорте начато по решению главы Владивостока Игоря Пушкарева в 2015 году. В тестовом режиме оборудование эксплуатировалось в двух муниципальных автобусах, работающих на маршруте № 15 «ДВФУ – Т/ц Изумруд».

По мнению специалистов, кеш-боксы позволят сделать оплату проезда более прозрачной и избежать нарушений. Согласно результатам проведенного тестирования внедрение этой системы позволяет увеличить выручку на 25 %.

В планах администрации Владивостока перевести на новую систему не только весь муниципальный транспорт, но и активно показывать ее плюсы коммерческим перевозчикам.

Напомним, что автоматический терминал может принимать как электронные карты, так и наличные, с обязательной выдачей билетов и сдачи. При этом система позволяет не только осуществлять контроль оплаты проезда, но и проводить мониторинг пассажиропотока.

 

Автор: Инна ЭСТРИНА