Корейский старт

Весь мир гадает, что за аппарат КНДР запустила в космос

11 февр. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3884 (20) от 11 февр. 2016

Ровно через месяц после подземного испытания водородной бомбы (6 января), 7 февраля, Северная Корея запустила на орбиту космический спутник с помощью баллистической ракеты-носителя «Кванменсон».

Япония, Республика Корея и США заявили, что это было испытание именно баллистической ракеты, которая может донести ядерную боеголовку через весь Тихий океан до западного побережья Америки, не говоря уже о достижении любой цели на японских островах и юге Корейского полуострова. Эти страны, вместе с другими своими союзниками, потребовали созыва экстренного заседания ООН и ужесточения санкций в отношении КНДР. Пекин, хотя он и ближайший союзник Пхеньяна, также подверг критике запуск ракеты со спутником, посчитав его нарушением международных норм и резолюции ОНН от 2006 года, запрещающей КНДР производить испытания ядерного оружия и запуски баллистических ракет. В этих условиях наиболее сдержанной оказалась реакция Москвы: Россия «против бездумного закручивания гаек», поскольку это негативно отразится на «корейском вопросе».

За комментариями корреспондент «В» обратился к заведующему Центром региональной безопасности Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Валерию Мишину.

– Валерий Юрьевич, Приморье – ближайший сосед Северной Кореи, поэтому беспокойство жителей края отнюдь не абстрактно. Расскажите нашим читателям, что это был за пуск и был ли там спутник.

– После последнего ядерного испытания на севере КНДР прошел месяц. А мировые эксперты все еще гадают, что за взрыв был в 49 км к северу от города Кильчжу. И к единому мнению они так и не пришли. Вроде что-то от водородной бомбы присутствовало, но объемы оказались крайне малы. Например, в США прозвучали подряд три разных мнения, а в итоге Вашингтон присоединился к точке зрения Токио и Сеула. Именно поэтому январские пожелания правительств ряда стран по ужесточению санкций так и осталось словами.

Не исключено, что и на этот раз будет так же. То есть факт старта ракеты подтвержден всеми, отслежена траектория полета, но вот о самом спутнике можно только догадываться. Я бы назвал это «запуском исследовательского аппарата на основе баллистической ракеты большого радиуса». Не секрет, что в КНДР велись разработки искусственных спутников земли, однако трудно сказать о том, насколько они совершенны. Кстати, вес полноценного навигационного и исследовательского спутника составляет 800–1000 кг. В КНДР отправили на орбиту аппарат весом в 100–200 кг. Это значит, что его возможности ограничены. Поэтому и вариант тестового запуска баллистической ракеты по наземным целям тоже нельзя исключать.

– КНДР ранее уже пытался отправить спутник на околоземную орбиту, большинством стран та попытка была признана неудачной. Может, и нынешний пуск был просто приурочен к очередному дню рождения Ким Чен Ира?

– Время покажет. Хотя успехи северокорейских ученых заслуживают уважения. Понятно, что они еще очень далеки до результатов передовых стран.

Не надо забывать, что наш сосед пытается с помощью испытаний ядерного оружия и средств доставки обезопасить себя от возможной угрозы режиму извне. К примеру, министр иностранных дел России Сергей Лавров недавно высказал очень важную мысль: недостаточно сдерживания только Пхеньяна в атомных и ракетных разработках – надо ограничить возможности и противоположной стороны, предотвратить ядерную угрозу на всем Корейском полуострове. Иначе соотношение сил противостояния получится неравномерным, ведь США имеют возможность перемещать на территорию Южной Кореи грозное оружие и средства его доставки.

Что касается дополнительных санкций, то ими можно добиться противоположного результата: ученые и военные Северной Кореи лишь ускорят свои опыты по созданию более совершенного оружия. Пора бы уже миру прислушаться к мнению России, призывающей создать условия для разрядки напряженности на Корейском полуострове.

Кстати

Факт успешного запуска корреспонденту «В» подтвердили и в генеральном консульстве КНДР во Владивостоке. Спутник для земляной обсервации «Кванменсон-4» приказал запустить лично руководитель КНДР Ким Чен Ын. По результатам пуска опубликовано государственное сообщение, в котором сказано: «По плану освоения космоса успешно выведен заново исследованный и разработанный спутник для земляной обсервации «Кванменсон-4» на околоземную орбиту.

Ракета-носитель «Кванменсон» запущена на Сохэнском космодроме и через 9 мин. 46 сек. точно вывела спутник на свою орбиту. На борту этого спутника находятся измерительные приборы и средства связи, наблюдающие за Землей».

Справка «В»

Российские силы воздушно-космической и противовоздушной обороны внимательно отслеживали пуск и траекторию полета ракеты. И хотя космодром Сохэ в западной части КНДР расположен не очень далеко от государственной границы с РФ в Приморье, угрозы она не представляла.

Интересно, что за 8 мин. до этого в России с космодрома в Плесецке стартовала ракета «Союз-2.1б» со спутником «Глонасс-М».

Но не только это связывает космические программы двух стран. Есть мнение, что первая ступень северокорейской ракеты состоит из четырех двигателей, идентичных тем, что стояли на советской баллистической ракете Р-17 (Scud – по классификации НАТО).

Первая ступень северокорейской ракеты упала в Желтом море спустя 7 мин. после старта. Перед падением она разлетелась на сотни мелких фрагментов. Это подтвердило предположение о том, что ее намеренно взорвали, чтобы ступень не выловили южане, как это случилось в 2012 году.

Вторая ступень пролетела мимо японского острова Окинава и упала в море. О работе спутника на орбите пока ничего неизвестно, хотя некоторые западные эксперты предполагают, что его устройство предназначено для передачи патриотических песен. Это они желаемое выдают за действительное?

Автор: Николай КУТЕНКИХ