Откройте город, как шкатулку

Старинные дома Владивостока до сих пор хранят неразгаданные тайны

21 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3872 (8) от 21 янв. 2016
8cd504b83d4d8b659bb0d534a706bc3b.jpg

Это, можно сказать, уникальный случай: тираж книги «Владивосток. Прогулки в прошлое» читатели раскупили (несмотря на далеко не бюджетную цену) буквально за две недели. И интерес публики к изданию такой, что встал вопрос о втором тираже.

Впрочем, люди понимающие не удивляются – ведь речь идет не просто о книге, а о новой работе Нелли Мизь, одного из самых известных в Приморье краеведов.

Здания, которые не молчат

«Владивосток. Прогулки в прошлое» – это серия краеведческих очерков, которую Нелли Григорьевна и издатель Александр Филькин объединили общей темой – прогулкой по, казалось бы, самым известным улицам Владивостока. Но, как выясняется, буквально каждое здание на Светланской, например, или на улице Петра Великого, или на Уборевича хранит свои истории и тайны, о которых можно узнать из книги Нелли Мизь…

«По четной стороне на пересечении улиц Светланской и Уборевича расположен добротно построенный в 1890-е годы дом, занятый в настоящее время разными, в основном торговыми учреждениями.

Мало кто знает, что на этом месте во временном павильоне были показаны первые во Владивостоке кинофильмы. Это событие произошло летом 1897 года благодаря инициативности и предприимчивости господина А.П. Хегберга. Публику он привлекал объявлениями, размещенными в разных районах города и в газетах. Одно из таких объявлений было опубликовано в майском номере газеты «Владивосток».

Показ фильмов – столь обычных для современных зрителей – в 1897 году был назван «чудом науки и изобретений». Здесь, видимо, уместно вспомнить, что кинематограф изобрели французские братья Луи Жан и Огюст Люмьер в 1895 году. В России впервые демонстрация кинематографа Люмьер состоялась 4 (16) мая 1896 года в театре петербургского сада «Аквариум».

Сравнительно быстро, через два года, парижская новинка появилась во Владивостоке».

– Нелли Григорьевна, как давно возникла у вас идея книги?

– Интересно, что сама идея принадлежит – всецело и полностью – Александру Филькину. У меня и мысли не было опубликовать те лекции, беседы, с которыми я выступаю.

Нет, мне приятно, что люди приходят на мои лектории, интересуются, для меня большая радость работать в архиве, выискивать интересные факты, которые мало кому известны. Но издать это мне и в голову не приходило. Но, когда на одной из прогулок по Владивостоку Александр Филькин заговорил о том, что из моих лекций может получиться книга, я неожиданно прониклась его энтузиазмом. Вообще, я человек недоверчивый, непубличный, но интеллигентность и искренняя любовь Александра Филькина к Владивостоку меня подкупили. И я предложила: пусть его фотографиями будет иллюстрирована книга, ведь он очень хорошо снимает, его взгляд на Владивосток сквозь объектив фотокамеры – любящий и незаезженный. На том и порешили. Александр Геннадьевич сделал великое множество фотографий. Мы их рассматривали, отбирали… Я подобрала материал. Посмотрели – получается не совсем то, что надо…

А потом… Мы как-то опять прогуливались по Владивостоку, по Светланской. Разговаривали. И из беседы вышла идея сделать не просто книгу очерков о прошлом Владивостока, а книгу-прогулку, книгу-путешествие по самым интересным местам, улицам, домам в центре приморской столицы. Ведь о многих из таких мест можно рассказать столько интересного, поведать факты, не слишком известные широкой публике.

Вот, к примеру, улица Прудовая – сегодня Петра Великого. Здесь столько зданий, о которых можно рассказывать! Одна только история о пушке – подарке сиамского короля, которая стояла на крыльце музея имени Арсеньева, чего стоит. Это удивительный раритет!

А сад командующего флотом – Адмиральский? У него тоже очень интересная история. Он – часть большой усадьбы, так почему бы не рассказать об имениях, существовавших на Светланской? Ведь это само по себе уникально: усадьбы существовали в основном в сельской местности, а тут – в центре города! Меж тем у нас были настоящие поместья – с ледниками, подвалами, конными и каретными рядами, со всем, что положено…

Вообще, конечно, приходилось довольно сложно в смысле выбора – какие истории, о каких домах включить в книгу, материала же у меня очень много. Мы совещались с Сашей, старались выбрать самое интересное, осветить малоизвестные факты.

– Александр Геннадьевич, тогда вопрос к вам все тот же: как возникла идея сделать «Владивосток. Прогулки в прошлое»?

– Я родился в Москве, впервые во Владивосток приехал в 2007 году. И как-то город сразу вошел в мое сердце. Захотелось сюда вернуться. И приехал в 2010-м работать. Чем привлек меня Владивосток? Необыкновенной красотой центральных улиц, морем, солнцем зимой, сопками – словом, всем тем, что видит турист. Потом постепенно стал знакомиться с людьми, узнавать владивостокский дух, начал изучать историю города и поразился тому, какая она насыщенная и концентрированная, а ведь 156 лет вообще не срок для истории, это очень небольшой возраст для города. А от основания Владивостока до революции – несколько десятилетий, а сколько сюжетов, сколько судеб вместил этот отрезок времени! Сколько интересных людей! Именно об этом, кстати, Нелли Григорьевна рассказывает на своих лекциях, экскурсиях. Когда мы с нею познакомились, нашли немало общих тем для разговора, а уж сколько у меня было вопросов! И на многие она дала исчерпывающие ответы.

Вот из этих вопросов-ответов и возникла идея: а почему бы Нелли Григорьевне не изложить ее самые интересные лекции в книжном, так сказать, виде? И мы стали эту идею обдумывать, так все и получилось. Мне было очень интересно попробовать себя в роли иллюстратора, показать современный вид тех зданий, о которых идет речь. Я фотограф-любитель, а пришлось попробовать себя в роли профессионала. И пораньше вставать приходилось, чтобы снимать дома без фона припаркованных рядом машин, например…

На работу над книгой ушло два года. Творческий процесс – дело небыстрое. Да и подготовка издания тоже шла непросто.

Город, который открывается заново

– Нелли Григорьевна, что бы вы хотели сказать своим читателям?

– Чтобы читатель обратил внимание на те дома, мимо которых он проходит каждый день. и попытался почувствовать, кто их строил, зачем, как и чем там жили люди, с чем ушли и что нам оставили. Эти дома – не безликая архитектура, это свидетели времени, которые могут начать говорить, если узнать их историю. Мы не познаем наш Владивосток, если забудем его прошлое, если не передадим свои знания подрастающему поколению. Помнить историю, передавать ее дальше – значит продолжать жизнь России.

Кроме того, мы хотели развеять некоторые мифы, почему-то упорно передающиеся из издания в издание. К примеру, во многих путеводителях содержится такой ляп, что в доме братьев Ваховичей (Светланская, 12), который еще называют «домом с башенкой», находилась золотосплавная контора. И эту сказку подхватили, стали ее тиражировать. Мы рассказываем истинную историю здания, опираясь на изученные документы.

– На мой взгляд, – говорит Александр Филькин, – книга привлекает внимание жителей Владивостока к таким местам, которые кажутся привычными, а на самом деле хранят в себе множество интересных историй. Такие истории могут помочь горожанам полюбить свой город и сохранить память о тех, кто создавал Владивосток.

– Саша, – говорит Нелли Мизь, – написал вступительную статью к книге. И когда я читала это вступление, у меня слезы на глазах были. Так написать о Владивостоке, с таким чувством… Это не каждый даже родившийся в нашем городе сможет, а он, москвич, так тонко и так сильно прочувствовал столицу Приморья. Александр сравнивает Владивосток со шкатулкой, которая, открываясь, раскрывает все новые и новые тайны. И это правда. Мне бы хотелось, чтобы читатель, двигаясь по тем улицам Владивостока, о которых идет речь в книге, открывал для себя все больше интересного, все больше влюблялся в наш город. 

Цитата

«Мало кому известно, что сквер Суханова в прошлом был площадью под разными названиями: Соборной, Октябрьской революции, Базарной; здесь проектировалась также центральная площадь Владивостока… Площадь на пересечении улиц Суйфунской и Нагорной в первые годы создания называлась Суйфунской. Здесь проходили митинги и собрания, в основном политической направленности. В июне 1926 года читатель газеты «Красное знамя» – товарищ С. Д. – предложил переустроить площадь во «Владивостокский форум». Предложение С. Д. не было реализовано. По генеральному плану Владивостока, принятому в 1938 году, Суйфунской площади отводилась роль Театральной».

     

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ