Приморье не заметило Год литературы

Почему нашему краю не грозит слава самого читающего региона России

20 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3871 (7) от 20 янв. 2016

Минувший 2015-й в России был назван Годом литературы в соответствии с указом Владимира Путина, подписанным 12 июня 2014-го. В соответствии с замыслом оргкомитета по его проведению Год литературы должен был стать комплексной государственной программой, направленной на развитие интереса к русской и мировой литературе, пропаганду чтения и книжной культуры во всех ее проявлениях.

Президент России рассчитывал, что этот проект станет ярким событием, объединяющим общество. Как прошел Год литературы в Приморье, были ли выполнены его задачи? Своими мыслями по этому поводу с корреспондентом «В» поделились известные в крае деятели культуры.

С приоритетами не определились

Александр Брюханов, директор Приморской краевой публичной библиотеки имени Максима Горького:

– В отличие от Москвы в Приморском крае не был создан организационный комитет по проведению Года литературы. Хотя это обязательное условие данной акции. Но в департаменте культуры, видимо, не сочли нужным заниматься формированием оргкомитета, куда бы вошли компетентные люди, занимающиеся литературным процессом в крае.

План проведения в Приморье Года литературы был составлен из мероприятий явно не краевого уровня. Например, Чеховские чтения к 155-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова проходили в Региональном железнодорожном колледже в Уссурийске – в месте, не соответствующем статусу мероприятия. Отсюда отсутствие зрителей. Или литературно-музыкальная композиция «Рио-Рита», которую предложил Владивостокский фи-лиал Дальневосточного юридического института МВД России. Это узкое, маленькое и локальное мероприятие, которое прошло в рамках филиала. И что? Этим нужно было отчитываться в Год литературы, который совпал с празднованием 70-летия Победы? Где объединение темы года с главным праздником года? К сожалению, мы не находим ни в одном мероприятии упоминания победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В плане мероприятий Года литературы были Дни славянской письменности. Но они и так проходят каждый год на главной площади города.

Можно привести еще примеры узких – ведомственных и локальных – мероприятий, из которых был скомпонован Год литературы в Приморье. За рамками плана остались издательская деятельность, книгораспространение. Где серьезные, большие тематические конференции, которые бы охватывали тему года? Их не было!

Главным событием Года литературы мог бы стать конкурс «Лучшая библиотека года», направленный на продвижение и популяризацию чтения, на воспитание у читателей интереса к литературе. Мог бы, но не стал. Потому что департамент культуры не сумел найти на него деньги. Также главным региональным событием могла бы стать Дальневосточная книжная выставка-ярмарка «Печатный двор», которой нет аналогов вплоть до Красноярска. Но не стала по той же причине: департамент культуры не имел к ней никакого отношения. Его представители даже не появились на открытии и закрытии «Печатного двора». Очевидно, у них нет никакого интереса ни к книге, ни к чтению.

Единственное мероприятие, которое было профинансировано с подачи департамента культуры, – конкурс литераторов-любителей, который проводится уже третий год. На его проведение из бюджета края выделяется 500 тысяч рублей. Хотя с каждым годом уровень его участников, уровень представленных на конкурс произведений становится все ниже и ниже. Но мы все-таки находим деньги, чтобы профинансировать литераторов-любителей – в основном детей, школьников – и выход альманаха с их работами, которые подчас никакого отношения к литературе не имеют. Это всего лишь уровень школьных сочинений. Но это же не детский конкурс! И президентом был объявлен не Год детской литературы, а Год литературы в Российской Федерации. Год профессионально работающих в литературе людей, авторов, издателей, полиграфистов, распространителей книг. Это Год профессиональной литературы, а не любительской.

Наверное, мы что-то не поняли. Хотя департамент отчитывался очень активно по Году литературы, даже не поинтересовавшись, как проходят эти мероприятия. Находились деньги на фестивали «Приморские струны», «Ханкайские зори». Но то главное, о чем отчитывался департамент культуры в прошлом году, он оставил без копейки. О чем может идти разговор, если в Год литературы департамент не определился с приоритетами, на которые указывал Путин в своем указе. Как следствие, поручения президента в крае не выполнены. Тогда зачем был нужен этот план?

Члены Союза – это не все писатели

Василий Авченко, журналист, литератор, автор нескольких книг, посвященных Приморскому краю и Владивостоку:

– Минувший год был объявлен в стране Годом литературы, и вроде бы это неплохо. Но я не заметил, был Год литературы или нет не только в Приморье, но и в целом в стране. Может быть, он проходил параллельно от литературы, как-то незаметно. Может быть, это я ничего не увидел.

У нас нет литературного процесса. Очень часто деятельность региональных издательств ограничивается изданием фотоальбомов о нашем крае, показывающих, какой он прекрасный и красивый. Да, он красивый, но это не литература.

К сожалению, подлинной литературы в Приморье очень мало. И здесь я отметил бы две книжные новинки 2015 года. Это биография Дерсу Узала, написанная нижегородским филологом Алексеем Коровашко. Замечательная книга, я ее читал в рукописи. Она только что вышла в московском издательстве «Вече». Нижегородец провел огромную работу и написал блестящую и остроумную вещь на дальневосточную тему.

Вторая книга – роман «Чилима», очень яркий и колоритный, о Владивостоке 90-х годов. Его герои – это бандитский город, машины, девушки. Я сравниваю эту книгу с «Одесскими рассказами» Бабеля. Нам ее очень не хватало. Ее автор Игорь Кротов раньше жил в Приморье, сейчас живет в Петербурге. Эта книга еще не вышла, но я надеюсь, что она увидит свет.

Где Игорь Кротов, где Алексей Коровашко и наше местное отделение Союза писателей России? Они никак не пересекаются. Где-то здесь Год литературы, где-то здесь филиал Союза писателей. Но настоящую литературу о Приморье делают именно они – авторы, живущие далеко от нашего региона.

Серьезных авторов у нас немного. Я бы выделил Лору Белоиван, которая живет в Тавричанке и издается в столице. Да, это фигура, это талант. В крае более 50 официальных членов Союза писателей. Но это членство не говорит о том, что этот человек – писатель. Это не писатели. Я не член ничего. И мне это не нужно. Почему я издаюсь в Москве? Потому что в Москве, как и в Питере, работает система распространения книг по стране, по торговым сетям. И только тогда у книги есть шанс дойти до читателя. Рецензенты, критика, премии – это все делается в столицах. И весь книжный рынок тоже сосредоточен там. К сожалению.

Только штампы, повторы, плагиат

Евгений Князев, писатель:

– Год литературы закончился, но для меня, как для литератора, он не оставил никакого следа. По этому поводу я не заметил никаких телодвижений ни со стороны администрации края, ни со стороны местной писательской организации. Я неоднократно обращался в департамент культуры, чтобы выяснить, какие мероприятия они предполагают проводить в связи с указом президента. Я предлагал проводить встречи и тематические вечера приморских писателей с читателями под эгидой края. И не нашел понимания. Мне сказали в департаменте, что у них на это нет денег. Выводы отсюда соответствующие.

В Год литературы я не увидел особенных книг местных авторов. Проза ужасная, лирика одна и та же: розы – морозы, моряки – маяки. Ничего нового, одни повторы, даже плагиат. Иногда мне приносят рукописи на редактуру, но, когда я людям говорю, что так писать не надо, что это штамп, они обижаются. Говорят, что я убрал соль из текста. А там никакой соли нет. Как и не было, на мой взгляд, Года литературы в Приморье.

Книг нет. И не будет

Остается добавить, что в Год литературы в нашем регионе не выполнено поручение губернатора Приморского края Владимира Миклушевского по комплектованию фондов муниципальных библиотек литературой краеведческого и общероссийского характера, а также литературой, удостоенной премий разного характера и уровня. Таких библиотек в крае 419. И каждая должна была получить комплект из 66 книг согласно списку, утвержденному Общественным экспертным советом по культуре при губернаторе. А это 22 тысячи книг!

На приобретение литературы по госконтракту из бюджета края было выделено 10 миллионов рублей. Покупателем выступал департамент культуры, на тот момент возглавляемый Анной Алеко. Но из четырех запланированных аукционов состоялся только один, было закуплено 3320 книг. Потому что департамент культуры не оформил своевременно документы для проведения аукциона. Между тем губернатор во время поездок по краю летом прошлого года лично обещал приморцам эти книги, в частности выступая перед жителями села Владимиро-Александровского. И не сдержал слово – по вине нерадивых сотрудников департамента культуры. Иначе как подставой данную ситуацию назвать нельзя. Деньги, выделенные на приобретение книг, так и не были использованы в полной мере. А в наступившем году средства на проведение книжного аукциона в бюджете края не заложены. 

Тем временем

Из интервью заместителя директора департамента культуры Приморского края Максима Бурдело, опубликованного на сайте primorsky.ru 14 января 2016 года:

– Как отметили в Приморье Год литературы?

– Помимо заметных мероприятий, таких как международный конкурс «Сказки Лотоса» и Всероссийской акции ВГТРК «Война и мир. Читаем роман», а также регионального конкурса чтецов, мы обновили материально-техническую базу и книжные фонды приморских библиотек. Так, в Год литературы для приморских библиотек было закуплено более трех тысяч книг на сумму более 2 миллионов рублей. Более 100 наименований интересных и познавательных книг на краеведческую тематику пополнят библиотечные полки в районных учреждениях.

 

Автор: Сергей КОЖИН