Три дня и 32 метра ада

Почему операция по спасению  потерпевшей аварию подлодки С-178 не стала уроком для ВМФ?

20 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3871 (7) от 20 янв. 2016

В феврале 2016 года на одном из федеральных телеканалов в цикле передач «Борьба поколений» будет показана программа, посвященная гибели подводной лодки Тихоокеанского флота С-178. «В» предлагает вспомнить эту трагическую историю и ее героев. 

Без малого 35 лет назад в Японском море, в 50 км от Владивостока, в створе пролива Босфор-Восточный судно «Рефрижератор-13» протаранило дизельную подлодку С-178, которая возвращалась с учений в надводном положении. До родной базы ей оставалось всего полтора часа ходу…

Как позже установит следствие, в стельку пьяные капитан и старпом рефрижератора изменили курс и, не включив ходовые огни, зашли в район боевой подготовки. Рыбаки праздновали день рождения старпома Курдюмова. И хотя стоявший на вахте четвертый помощник капитана «Рефрижератора-13» заметил пеленг подлодки и доложил старпому, старпом только отмахнулся: проблемы нет. Мол, мелкое суденышко, само дорогу уступит, проскочим! Не проскочили.

Могли почти все

Океанский рефрижератор столкнулся с подлодкой 21 октября 1981 года в 19.30. За считаные минуты субмарина с огромной пробоиной в корме погрузилась на глубину 32 м. Из 59 членов экипажа С-178 больше половины погибло сразу. Спастись удалось только 27 морякам благодаря профессионализму и самоотверженности старшего помощника командира подводного корабля Сергея Кубынина и механика Валерия Зыбина.

К счастью, удар рефрижератора пришелся немного по касательной и не в первый отсек подлодки, где находилось 8 боевых торпед, а это 2,5 т взрывчатки. Если бы они рванули, от субмарины и рыбаков остался бы только пар. Командование Военно-морского флота СССР попыталось замолчать подробности этого инцидента. Отчасти это удалось…

Сегодня о почти забытой трагедии напоминает мемориал подлодки С-178 на Морском кладбище во Владивостоке. Там похоронены не все погибшие: тела некоторых забрали родственники, несколько человек пропали без вести во время спасательной операции.

Большая надежда на маленькую «рыбку»

Кроме того, сегодня мало кто знает, что в спасении С-178 участвовали не только надводные корабли ТОФ, но и специальная спасательная подводная лодка «Ленок».

Первые подлодки проекта 940 «Ленок» (название они получили в честь маленькой рыбки семейства лососевых) были построены в 1975 году. Вооружения они не имели. Это были единственные в мире лодки-спасатели, созданные специально для эвакуации под водой экипажей затонувших субмарин, а также для буксировки под водой аварийных подлодок. На создание проекта «Ленок» разработчиков натолкнула простая мысль: экипаж затонувшей субмарины проще спасать не с поверхности воды, а под водой – с помощью другого подводного аппарата. Кроме того, это можно сделать втайне от посторонних глаз.

На борту подлодки «Ленок» крепилось два спасательных подводных аппарата, которые в определенных местах «присасывались» к аварийной подлодке и через открытые выходные люки принимали ее экипаж (к слову, аналогичные глубоководные аппараты исследовали затонувший «Титаник» и были использованы во время съемок одноименного фильма режиссером Джеймсом Кэмероном).

В состав экипажа подлодки-спасателя «Ленок» входили водолазы и акванавты. Акванавты – это спасатели, которые в случае необходимости жили на борту подлодки до 20 дней в барокомплексе под давлением, соответствующим глубине до 300 м, и для выхода под воду им не требовался режим декомпрессии, что означало экономию драгоценного времени в ходе спасательной операции.

Всего в Советском Союзе были построены две подлодки проекта «Ленок». Одну направили на Северный флот, другую – на Тихоокеанский. Пришедшая на ТОФ лодка получила собственное имя – «Комсомолец Узбекистана» и бортовой номер – 486 (БС-486).

За создание этой уникальной подлодки проектировщики получили Государственную премию в области науки и техники, а такие награды, как известно, за красивые глаза не дают. Эти субмарины могли почти все: они поднимали со дна затонувшие самолеты и вертолеты, потерянные якоря и даже боеголовки. Но спасать людей им довелось лишь однажды.

Два варианта спасения

…Около полуночи 21 октября 1981 года первым к месту трагедии в проливе Босфор-Восточный подошло спасательное судно «Машук», потом подтянулись другие суда.

Рассказывает старпом подлодки С-178 – капитан 1-го ранга запаса Сергей Кубынин, выпускник минно-торпедного факультета Высшего военно-морского училища имени Макарова 1975 года:

– В первую минуту после столкновения я обратил внимание, что четвертый отсек герметизирует переборку с нашим отсеком. Парни поняли, что с кормы идет вода, и выполнили свою задачу – загерметизировались. Они понимали, что погибают, спасая товарищей… С шестым отсеком связи не было, с седьмым связь была до последнего. Они держались примерно два с половиной часа. Потом сказали: «Парни, прощайте». И бросили трубку…

Когда лодка легла на дно, из первого отсека мы выпустили сигнальный буй, он всплыл вместе с кабелем и гарнитурой. Внутри лодки тоже была радиотрубка. Так и общались со спасательными судами. Но ближе к полуночи поднялся шторм, и к утру буи сорвало. А потеря связи означает потерю управления. Но я успел пару раз переговорить с начальником штаба ТОФ вице-адмиралом Рудольфом Голосовым, которого главком ВМФ адмирал флота Сергей Горшков назначил руководителем спасательной операции.

Я доложил, что для самостоятельного выхода на поверхность нам не хватает десяти спасательных комплектов ИСП-60. Предложил: выпустить 16 человек, а мы с оставшимися будем ждать помощи. Вице-адмирал Голосов обрадовал: на помощь идет подлодка особого назначения «Ленок», она поднимет нас наверх. Теперь надо набраться терпения и ждать. Кроме того, он сказал, что из 11 моряков, находившихся в момент аварии на палубе С-178, несколько человек удалось спасти. Напомним, что температура воды в море в октябре была плюс 5-6 градусов. При такой температуре человек может находиться в воде несколько минут, а потом конец.

Рассказывает Герой Советского Союза вице-адмирал Рудольф Голосов, руководитель операции по спасению подлодки С-178:

– В этой ситуации было два варианта спасения людей. Первый – использование надводных спасательных кораблей. Но, во-первых, это было бы не так быстро, как хотелось. Во-вторых, погода начала портиться. В-третьих (что было особенно опасно), чем дольше люди находятся в затонувшей лодке под давлением (а это 3,5-3,7 атмосферы), тем больше кровь насыщается избыточными газами. В такой ситуации не приходилось ожидать, что люди будут хладнокровно выходить из затопленной лодки. Они будут вылетать из глубины пробкой, а это гарантированно кессонная болезнь.

Отсюда родилась идея использовать для спасения подлодку «Ленок». Во-первых, мы не зависим от погоды. Во-вторых, мы с этой лодки быстро передадим снабжение (спасательные средства и продукты) на затонувшую лодку. В-третьих, на лодке-спасателе есть специальная барокамера. Насколько я знаю, в мире ничего подобного тогда не было. Лодка «Ленок» была подготовлена, прошла все испытания и отработку. Я быстро доложил по радио об этой идее командующему ТОФ адмиралу Владимиру Сидорову. Он безоговорочно отдал команду: «Выполнять! «Ленку» тревога».

Не дать людям всплыть

Подлодка-спасатель «Комсомолец Узбекистана» прибыла в район катастрофы в 23.30, но приступила к погружению только тогда, когда на борт было доставлено снаряжение, необходимое для проведения спасательной операции.

Согласно штатному расписанию в экипаже «Комсомольца Узбекистана» числились три офицера медицинской службы: начальник и два врача-физиолога. Но в тот роковой день на борту находился только один врач-физиолог – старший лейтенант медицинской службы Сергей Шкленник, ныне житель Владивостока.

– Почему я оказался на борту один? Лодке предстоял плановый ремонт, поэтому один врач убыл на учебу, другой в отпуск. И я остался один. Тогда никто не думал, что случится непоправимое, – вспоминает Сергей Мечиславович.

Логистика спасательной операции была продумана до мелочей. Прежде всего «Комсомолец Узбекистана» должен был лечь на грунт параллельно С-178 на расстояние не более 30 м: такова длина шлангов у водолазов с подлодки-спасателя. Далее водолазы через торпедные аппараты затонувшей подлодки доставляют спасательное снаряжение (ИСП-60). После чего подводники с С-178, облачившись в это снаряжение, затапливают первый отсек своей подлодки, чтобы выйти наружу через торпедные аппараты. На свободе их встречают водолазы с «Комсомольца Узбекистана» и прикрепляют карабинами к спасательному тросу, натянутому между торпедным аппаратом С-178 и приемно-выходным отсеком подлодки-спасателя.

Главная задача водолазов состояла в том, чтобы не дать людям всплыть сразу на поверхность. При резком подъеме из глубины человеку гарантирована кессонная болезнь, не исключен летальный исход. Чтобы этого не произошло, спасенных подводников, каждого индивидуально, водолазы должны были сопроводить в барокомплекс «Комсомольца Узбекистана», где с целью профилактики декомпрессионной болезни создано избыточное давление, аналогичное тому, которое было в отсеках затонувшей С-178.

Нарушая, спасал

Казалось бы, при таких отлаженных действиях проблем со спасением быть не должно. Но… гладко было на бумаге. Положить на грунт подлодку БС-486 строго параллельно С-178 удалось только с третьего раза. Это была ювелирная и рискованная работа командира «Комсомольца Узбекистана» в кромешной темноте, так как на глубине 32 м уличного освещения нет. Для определения точных координат затонувшей подлодки пришлось спускать под воду водолазов, чтобы те установили специальные шумовые маяки. На эту операцию потребовалось около суток.

Далее водолазы протянули между лодками трос и после начала выхода моряков из затонувшей подлодки приняли шестерых подводников, вышедших через трубу торпедного аппарата. После этого спасенных доставляли на борт «Комсомольца Узбекистана», где их уже встречал врач-физиолог Сергей Шкленник.

– Я оказывал медицинскую помощь, как меня учили. И в то же время осознанно пошел на некоторое нарушение тех норм и правил, которыми мы тогда руководствовались. В те годы законодателями в области гипербарической физиологии были три страны: Соединенные Штаты Америки, Франция и Советский Союз. Я читал на языке оригинала труды американских физиологов Питера Беннета и Айзакса Эллиота, в том числе и о применении в медицине сжатого воздуха. И когда мы приняли на борт подводников с С-178, у которых уже была хроническая форма отравления кислородом из-за длительного пребывания под повышенным давлением газовой среды в отсеках затонувшей подлодки, я снизил парциальное давление кислорода в барокамере «Ленка». Проще говоря, разбавил газовую среду гелием, чтобы убрать токсическое воздействие кислорода. Я выводил людей из декомпрессии трое суток по режиму, чтобы азот постепенно выходил из крови. Это мои крестники, – рассказывает Сергей Мечиславович.

На тот момент это было единственно правильное решение, которое старший лейтенант медицинской службы Шкленник применил, исходя из своих знаний и мирового опыта. Он осознанно «исправил» некоторые устаревшие инструкции, фактически сохранив здоровье шестерым морякам с затонувшей подлодки. И как следствие, качество их дальнейшей жизни. Позже ученые светила скажут, что старлей сделал все правильно.

– Люди около трех суток находились под избыточным давлением в 3 атмосферы. При таких условиях наступает хроническая форма отравления кислородом, то есть кислород поражает легочную ткань, – объясняет Сергей Шкленник. – И практически у всех подводников к тому времени наступил отек легких: на лодке был пожар, задымление отсека плюс повышенное давление в 3 атмосферы, то есть неблагоприятное воздействие на человека увеличилось в три раза. Дышать там было нечем.

Подлодка «Комсомолец Узбекистана» могла принять на борт весь экипаж С-178 из тех, кто выжил после столкновения. Но, выбравшись через трубу торпедного аппарата из аварийной подлодки, многие моряки всплывали на поверхность самостоятельно, тем самым нарушая переданные им по радиотелефону инструкции о перемещении на борт подлодки-спасателя при помощи водолазов. Подводников понять можно: им, просидевшим трое суток в чреве затонувшей субмарины, в холоде, без света, практически без пресной воды и пищи и без связи с внешним миром, хотелось как можно скорее увидеть небо…

Всплывших на поверхность людей встречали спасатели и помещали в барокамеру на надводном спасательном судне «Жигули». Троих подводников спасатели не заметили из-за начавшегося шторма. Несчастные захлебнулись и утонули.

Первыми затонувшую С-178 покинули самые ослабленные, последним – Сергей Кубынин. Он чудом остался жив: в момент катастрофы старпом находился во втором отсеке, когда он выбрался из подлодки, у него закончился запас воздушной смеси в индивидуальном спасательном комплекте. Кубынин всплыл на поверхность без сознания. Он очнулся в барокамере спасательного судна только на следующий день. Врачи диагностировали у него отравление углекислым газом, баротравму легких, пневмонию и кессонную болезнь.

Награда не нашла героев

Финал этой истории драматичен. Старпома Курдюмова, управлявшего рефрижератором, посадили на 15 лет, командира подлодки С-178 Валерия Маранго – на 10 лет «за нарушение правил кораблевождения, приведшее к гибели людей». Через четыре года его перевели на химию.

Из зоны своего командира встречал Сергей Кубынин, потому что больше было некому: жена ушла от Валерия Александровича, как только ему зачитали приговор. Она вышла замуж за приятеля бывшего мужа – Михаила Ежеля, который тогда командовал сторожевым кораблем. К слову, после распада Советского Союза Ежель вернулся на родину, в Винницкую область, присягнул на верность Украине, после чего стал министром обороны этой страны.

Командир подлодки С-178 Валерий Маранго умер в 2001 году, его похоронили на Морском кладбище.

Бывший старпом С-178 Сергей Кубынин сегодня работает начальником группы инспекции департамента ГО и ЧС города Москвы. Много лет назад за спасение членов экипажа С-178 ему хотели присвоить звание Героя России. Но наградной лист на Сергея Николаевича Кубынина, подписанный бывшим главкомом ВМФ СССР Владимиром Чернавиным и видными адмиралами российского флота, затормозили чиновники наградного отдела. Кстати, это по инициативе Сергея Кубынина на Морском кладбище была установлена подлинная рубка С-178 после того, как субмарину подняли со дна.

Операция по спасению экипажа затонувшей подводной лодки С-178 в октябре 1981 года специалистами всех стран мира признана уникальной. Ни до ни после ни одна страна, кроме России, не сталкивалась с подобными катастрофами. Но за спасение моряков командование отметило только двух человек – военврача Сергея Шкленника и водолаза Андрея Шеманского: они были награждены медалями «За спасение утопающих».

Что касается субмарин проекта 940 «Ленок», то судьба их также печальна: в 90-е годы прошлого столетия на их содержание перестали выделять денежные средства. И когда в 2000 году затонула подлодка «Курск», один из «Ленков» ржавел в отстое в Екатерининской гавани в городе Полярном, а второй разбирали в Китае на гвозди… 

   

Автор: Сергей КОЖИН