Передозировка онлайн-жизни

Виртуальный суперагент может навсегда остаться закомплексованным школьником

20 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3871 (7) от 20 янв. 2016

Положа руку на сердце, я вполне понимаю увлеченность малолетних геймеров. Я сейчас, как вы догадываетесь, про компьютерные игры… Это ж какая широта возможностей и простор для фантазии!

Когда это нам не хотелось сказки? Даже взрослые люди мечтают о яркой жизни и безграничных собственных талантах. Что же тогда говорить о детях? Прежние поколения брали в руки книги, чтобы погрузиться в мир фантазий и приключений, нынешние же ищут сказку в играх…

Такой вкусный виртуал

А что? Скачала себе Dragon Age на компьютер – и вот ты уже не посредственная ученица девятого класса, не выделяющаяся из толпы сверстников ни внешностью (чего уж тут, давай смотреть правде в глаза), ни особыми талантами, а крутая суперкрасивая ведьма… С жизнью, насыщенной приключениями, куда более интересной, чем реальная, где лишь учеба да домашние обязанности. У мальчишек способов перевоплощений ничуть не меньше. Быть эльфийским принцем или суперагентом куда круче, чем тихим неприметным троечником. Или даже не троечником, но все равно, таким… незаметным.

Подумаешь, зрение сядет, сколиоз разовьется. Это все случится когда-нибудь с кем-нибудь, но не сейчас и, скорее всего, даже не со мной. И вообще, это такие пустяки по сравнению с возможностью загасить еще одну тысячу архидемонских приспешников и в очередной раз спасти мир.

– Дети стараются уйти в тот мир, где от них многое зависит, где они сами в состоянии определить свое будущее. Это то, чего в реальной жизни им так не хватает, – поясняет причину такой увлеченности психолог Евгений Могилевкин.

Не дашь Интернет – получишь стулом!

Моя подруга, в общем-то, женщина умная и неравнодушная. Просто когда погиб муж, она резко снизила количество запретов для сына: у ребенка стресс, он потерял отца… В числе послаблений оказалось и существенное сокращение количества обязанностей по дому, но при этом количество разрешенных компьютерных часов увеличилось. И как водится, растянулись эти льготы на несколько лет.

Живет подруга на другом конце страны, и общаемся мы с ней исключительно через WhatsApp. Но даже при подобном диалоге ее истерика угадывалась безошибочно. Причиной истерики был конфликт с сыном. А конфликтовать она решила из-за того, что парень просиживал за компом сутками. Сначала она боролась с машиной за сына собственными силами. Ну как боролась? Ругала и запрещала. Последней каплей стал очередной неплатеж за Интернет. Вот после этого я и наблюдала ее истерику. Просто парень (в общем-то, тихий и домашний ребенок) отреагировал на ее очередной воспитательный порыв очень неожиданно: запулил в мать стулом. Стул, слава богу, не долетел, но тут важен даже не результат, а сам факт. И ведь, получается, парень не осознавал, что творил, когда поднял на маму даже не руку – табурет! А вы говорите, зрение…

– Есть плюсы и минусы в том, что нынешнее поколение начинает излишне рано приобщаться к гаджетам, – рассказывает Евгений Могилевкин. – Идет виртуализация действительности, и процесс нельзя обратить вспять. Другое дело, что нужно помнить об имеющихся здесь подводных камнях.

Даже обычные (не геймеры) люди, чья профессия более или менее тесно связана с компьютерами, время от времени при совершении неправильных поступков, ошибок ловят себя на неосознанном желании нажать на клавишу Backspace или Delete – в зависимости от того, какой из них они чаще всего пользуются.

Так и в игре: здесь очень легко исправить ошибку. Если вдруг закончилась жизнь (а разработчики обычно предоставляют множество страховок, чтобы этого избежать), можно всегда начать игру заново. Как раз игры, в которых присутствует жестокость, и порождают в тинейджерах ощущение, что всегда все можно исправить. И целый ряд преступлений – резонансных, громких – совершается внешне вполне благополучными детьми, которые хорошо успевают в школе и социально активны. Просто они чрезмерно увлекаются компьютерными играми.

Самое опасное следствие подобной увлеченности заключается в том, что растет целое поколение, которое не воспринимает ценности человеческой жизни.

Помните, раньше была популярна песня со странным, каким-то неправильным текстом: «Если вы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист»? Здесь та же низкая критичность действий, иллюзия возможности все исправить, отсутствие ответственности за свои поступки, – проводит параллели Евгений Александрович.

Реальные трудности против виртуальных…

После того инцидента испугавшаяся подруга побежала к психологу (запомните, что при такой стадии зависимости грамотные и ответственные психологи работать уже не будут – порекомендуют обратиться к психотерапевту или психиатру). Те ей посоветовали помочь найти пятнадцатилетнему подростку подходящее увлечение, загрузить ребенка домашней работой, увеличить время ее общения с сыном, а также выяснить, есть ли у него проблемы с друзьями и в школе. В общем, выдали массу бесспорно хороших, но абсолютно бесполезных и неработающих советов.

А знаете, как проблема решилась? Организация, в которой работала подруга, провела сокращение штатов, и она примерно на год осталась без работы. В итоге денег порой не хватало не то что на Интернет – даже на еду. И что вы думаете? Парень, столкнувшись с реальными трудностями, поставившими семью буквально на грань выживания, взялся за ум, за учебу, поступил в вуз. В общем, не было бы счастья, да несчастье помогло…

Сначала друзья и шнурки, потом – компьютер

Мои друзья посадили ребенка за комп, когда пацану не было и двух лет. В итоге мышкой и клавиатурой к трем годам он орудовал отменно. Гораздо лучше, чем столовыми приборами. А вот завязывание шнурков на ботинках, застегивание пуговиц и все прочие действия, необходимые для самообслуживания, более или менее он постиг годам к семи. Говорить же начал лет в пять. Нет, Кешка не глупый парень – просто в онлайн-стрелялках не нужны лишние разговоры, родители понимали его и без слов, а друзья… Друзей у Кешки просто не было. Даже когда в пять лет он пошел в детский сад. Не завел он их и за три года школьной жизни. Почему? Учительница говорит: чересчур агрессивный.

Отношения с одноклассниками – отдельная проблема, многослойная. Как пирог. Начать, наверное, нужно с того, что учится он плохо. Вернее, вообще не учится. Просто посещает школу, присутствует на уроках, с классом не общается, классную работу не записывает, домашку выполняет исключительно под прессингом родителей. А двоечников (если те не в состоянии за себя постоять) в школе начинают гнобить. И агрессия со стороны жертвы в этом случае – самая логичная и ожидаемая реакция. В общем, причина стала следствием, а у парня появилась еще более сильная мотивация погрузиться в виртуальную реальность – где еще так эффективно можно файерболом превратить врага в пепел? Впрочем, если объективно, он и в два года возникавшие проблемы в песочнице решал вполне радикально – совочком промеж глаз.

Сейчас родители взялись за парня всерьез: секции с единоборствами, музыкальная школа. А оно ему уже и не надо…

Надо было это делать года в четыре, но в то время Кешкин папашка с гордостью демонстрировал друзьям, как его сын легко преодолевает очередной уровень навороченного компьютерного квеста.

Понятно, что запрещать компьютерные игры бесполезно. Хотя бы потому, что запретный плод, как говорится, сладок. И как бы аккуратно вы ни банили все игровые сайты, поверьте: чадо при желании найдет возможность обзавестись нужной игрушкой.

– Кроме того, не стоит забывать и о несомненных плюсах приобщения к компьютеру, – приступает уже к реабилитации гаджетов Евгений Могилевкин. – Хотя бы о том, что среди игр есть и познавательные, и формирующие определенные навыки. Есть игры, которые могут зародить в ребенке интерес к историческим событиям, к географии, к физике, к технике. Тут важно соблюдать меру, поскольку одно и то же может в равной степени стать как лекарством, так и ядом. Все зависит от дозировки.

Ошибки и опыт знакомых подсказывают: прежде чем допустить ребенка к онлайн-жизни, его нужно максимально социализировать. А еще продемонстрировать все плюсы реальности: зимние выезды с родителями за город с санками и лыжами или участие в городском квесте. Да хотя бы совместный с друзьями поиск клада… Между прочим, по статистике чаще всего компьютероманами становятся дети, у которых общение с родителями сводится к 15-20 минутам в день.

Распространяйте свой интерес и на те игры, которыми интересуются ваши дети. Хотя бы для того, чтобы сохранить психическое здоровье своего ребенка. Из личного опыта автора материала: в игротеку моей дочери как-то попала игрушка-ужастик, способная ввести в стресс даже взрослого человека! Результат – несколько недель посещения психолога.

При соблюдении всех этих условий компьютер может стать приятным дополнением к жизни, а не ее замещением.

А вот еще одна точка зрения – на этот раз заядлого геймера: «Главным фактором зависимости является лень. Чтобы реализовать себя в виртуале, требуется минимум физических действий при минимальных же моральных нагрузках. Ты испытываешь огромное психологическое удовлетворение от быстрого роста самореализации. В реальной жизни физические нагрузки и моральные барьеры требуют очень больших психологических затрат и удовлетворение от проделанного не всегда перевешивает их… Чаще же всего люди, которые подвержены зависимости, вообще никогда и ничего не доводили в реале до конца по собственной воле, из-за страхов или из-за лени. Да, за все время игр (а общаюсь я много в виртуале) я еще ни разу не встречал зависимых (в той или иной мере) людей, занимающихся спортом. Физическая слабость рождает неуверенность в себе, комплексы, страхи, лень».

  

Автор: Анжелина ШИЛАН