Налоговая полиция проверяет ТЭК
В ходе работы в Приморье специальной группы Федеральной службы налоговой полиции возбуждены 4 уголовных дела. Еще по двум ранее возбужденным делам активизирована работа. Об этом заявил на пресс-конференции заместитель директора ФСНП генерал-майор Андрей Пржздомский.
В ходе работы в Приморье специальной группы Федеральной службы налоговой полиции возбуждены 4 уголовных дела. Еще по двум ранее возбужденным делам активизирована работа. Об этом заявил на пресс-конференции заместитель директора ФСНП генерал-майор Андрей Пржздомский.
“Группа захвата” приехала по “делам”По его словам, группа прибыла по поручению правительства РФ для проверки деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса края и выявления причин, породивших кризис неплатежей в ТЭКе. Для этого в рамках УФСНП по Приморью созданы оперативно-следственные группы, которые немедленно приступили к работе.
Заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции Андрей Пржздомский отметил, что информация, собранная за время работы группы в Приморье, пока что является “сугубо предварительной”. Она требует дополнительной проверки - необходимо провести значительный объем оперативно-розыскных мероприятий, собрать оперативные доказательства противоправной деятельности.
Несмотря на то, что эта работа по большому счету только начата, налоговым органам, как заявил генерал Пржздомский, уже удалось сделать предварительные выводы о причинах, породивших острый кризис неплатежей в топливно-энергетическом комплексе края. И не всегда, по его словам, эти причины можно назвать объективными.
Было заявлено, что в ходе работы установлены некоторые схемы сокрытия доходов на ряде угледобывающих предприятий отрасли, выявлены лица - руководители предприятий и их близкие родственники, которые создали многочисленные посреднические фирмы, действующие в сфере ТЭК. По мнению Пржздомского, указанные факты можно смело отнести к числу факторов, повлиявших на остроту кризиса неплатежей.
К числу основных причин нынешнего кризиса Андрей Пржздомский отнес наличие и рост дебиторской задолженности по цепочке неплатежей, особенно со стороны федерального бюджета и мэрии Владивостока, неурегулированность некоторых вопросов, связанных с распределением поступающих на зарплату средств на местах. Немаловажной, по его словам, проблемой представляется и умышленное, с использованием сложных схем, сокрытие доходов предприятия от налогообложения и их использование в личных интересах.
В числе главных причин кризиса было названо и нецелевое использование доходов предприятия в ущерб коллективам - в том числе при операциях с ценными бумагами, направлении кредитов для выдачи дивидендов, строительстве коттеджей, вложении денег в различные разваливающиеся банки и сомнительные проекты.
По заявлению генерала, за время работы группы возбуждено 4 уголовных дела в отношении конкретных лиц по фактам уклонения от уплаты налогов в крупных размерах. В ближайшее время ожидается возбуждение еще нескольких дел.
В частности, возбуждено уголовное дело в отношении руководителей ЗАО “Инвар”, которые при осуществлении оптовых операций по реализации угля, полученного с шахты имени Артема, входящей в состав “Приморскугля”, включили в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о расходах и уклонились от уплаты налогов в крупных размерах. Сумма завышенных затрат в размере 460 тысяч новых рублей была обналичена путем использования векселей фиктивной фирмы и направлена на личные нужды руководителей.
Уголовное дело возбуждено в отношении руководителей предприятия “Малые разрезы” по факту сокрытия доходов в 1996 году в сумме 2,5 миллиона деноминированных рублей путем завышения себестоимости реализуемой продукции и занижения полученной прибыли. Кроме этого госналогинспекция по Приморскому краю провела документальную проверку и установила, что в 1997 году себестоимость угля, добываемого подрядными организациями ЗАО “Малые разрезы”, составила 21,8 рубля за тонну условного топлива. Само это предприятие приобретало этот уголь уже по цене 60,5 рубля, а продавало администрациям районов (без учета НДС) за 148 рублей. На сегодняшний день эта разница уже значительно снижена, но тем не менее факты, по словам Пржздомского, вещь упрямая.
Там же выявлен и факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме 4 миллионов рублей. Обнаружено также использование направленных на развитие производства денежных средств в сумме 2,4 миллиона для выплаты дивидендов руководителям и учредителям предприятия. Каждый из этих руководителей и учредителей, как заявил Пржздомский, получил дивиденды, измеряющиеся сотнями тысяч рублей. При этом само предприятие имеет долг перед бюджетом 10,5 миллиона и с января текущего года не выплачивает зарплату своим работникам, отметил генерал.
Уголовное дело, по словам заместителя директора ФСНП, было возбуждено в минувшую пятницу в отношении руководителей “Дальэнерго” по статье 199 УК РФ ч.1 “Сокрытие налогов в крупных размерах”. Основанием для возбуждения стало обнаружение искаженных данных финансовой отчетности. По предварительным данным, в этом случае была занижена налогооблагаемая база на сумму свыше 24,6 миллиона рублей. Кто конкретно будет отвечать за эту бухгалтерскую “ошибку”, установит следствие.
Ценные бумаги и баранинаНа пресс-конференции Андрей Пржздомский также сообщил о некоторых факторах, серьезно повлиявших на нынешнее положение дел в топливно-энергетическом комплексе края. Например, продажа ценных бумаг в убыток предприятию. Так, при реализации договора-поручения, подписанного генеральным директором одной из угледобывающих организаций края со страховой компанией во Владивостоке, было продано ценных бумаг на сумму 17,9 миллиона рублей - с убытком в четверть от этой стоимости. Какие-либо выводы, по словам генерала, делать пока рано, однако “ясно, что это делается не случайно”.
Было также заявлено, что в результате проверок были выявлены факты покупки товаров и услуг по изначально завышенным ценам. К примеру, в 1997 году при реализации валютного контракта, заключенного между “Приморскуглем” и некой австралийской фирмой на сумму 1 124 132 доллара США, осуществлена поставка мясной продукции, которая впоследствии направлена в счет выплаты заработной платы шахтерам. Контрактная стоимость 1 кг баранины составила 17 рублей, что значительно превысило действовавшие в то время оптовые цены на аналогичную продукцию на территории края. Погашение задолженности по заработной плате таким путем фактически уменьшило реальную зарплату шахтеров в денежном выражении.
Установлены факты завышения стоимости продукции, поставляемой по бартеру в счет оплаты отгруженного угля. Как известно, при проведении взаимозачетов между АО “Дальэнерго” и “Приморскуголь” используется система поставок дизельного топлива через посреднические операции. В результате конечный потребитель приобретает топливо по 2100-2200 рублей за тонну при отпускной цене завода-изготовителя 1400-1700 рублей.
Существенно, по словам Пржздомского, повлияло на ситуацию непредъявление угольщиками исков к предприятиям-неплательщикам. Так, по договору поставки “Приморскуголь” отгрузил в адрес одной из фирм продукцию на сумму 3 миллиона рублей. Оплата произведенной поставки до настоящего времени не произведена. В свою очередь, руководством “Приморскугля” не принимается никаких мер для взыскания данной дебиторской задолженности.
Проведена проверка руководящих работников предприятий ТЭКа на предмет их участия в деятельности фирм-посредников. Выявлена 71 фирма, где эти лица или их ближайшие родственники числятся руководителями либо учредителями. Более 30 процентов этих предприятий принимают участие в посреднической деятельности в сфере ТЭКа. По словам Пржздомского, здесь необходима глубокая аналитическая работа для выявления возможных нарушений или злоупотреблений.
На нынешнем кризисном положении в топливно-энергетическом комплексе сказалась и деятельность всевозможных посреднических фирм и организаций. Так, согласно договору ЗАО “Малые разрезы” обязалось поставлять уголь по цене 100 рублей за тонну. С участием одного из крупных посредников была осуществлена поставка по цене 120 рублей. В свою очередь, посредником этот же уголь был продан “Дальэнерго” по цене уже 132 рубля за тонну. Таким образом, при участии посредника была завышена отпускная цена на электроэнергию и увеличилась дебиторская задолженность энергетиков перед шахтерами.
По словам Андрея Пржздомского, по результатам работы комиссии в правительство были направлены конкретные предложения по вопросам стабилизации в ТЭКе. Речь идет не о взаимозачетах, при которых никто не получит “живых” денег, а об особой форме наложения ареста на готовую продукцию и ценные бумаги.
В настоящий момент такие санкции уже применяются в отношении АО “Приморскуголь”. Сейчас арестовано имущество предприятия на сумму свыше 114 миллионов рублей - принадлежащие компании облигации 3-процентного займа, акции торгового порта и других предприятий, находящиеся в собственности акционерного общества.
Согласно закону, подчеркнул генерал, в 2-месячный срок имущество должно быть реализовано, а деньги перечислены на погашение задолженностей. По данным на конец мая, “Приморскуголь” задолжал федеральному центру 103 миллиона, краевому бюджету 97 миллионов, а в местный бюджет - порядка 10 миллионов рублей.
Отвечая на вопрос о задолженности перед “Дальэнерго” со стороны мэрии Владивостока, заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции заявил, что группа занимается детальным изучением вопроса. По его словам, не исключено, что для погашения задолженности города будут применяться самые жесткие меры, вплоть до наложения ареста на имущество, принадлежащее муниципалитету.
Андрей Пржздомский отметил, что Федеральная служба налоговой полиции обладает значительным арсеналом сил и средств для выявления и пресечения преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса края. Он выразил уверенность, что ФСНП и ее местные органы приложат все силы для стабилизации обстановки в угольной отрасли.
Реакция центра предсказуемаПервая реакция центра на события в угольных бассейнах страны была предсказуема, как гром после вспышки молнии. И свелась к попытке правительства перевести стрелки на регионы, где якобы несметная туча посредников и злых начальников жируют за счет голодающего шахтера. В оперативном порядке в регионы высадились отряды налоговиков, призванные не только подтвердить верность тезиса московских правителей, но, по возможности, найти и реальные деньги на зарплату шахтерам.
Как справился столичный десант с поставленной перед ним задачей, судить будут их прямые начальники и, дай бог, приморские шахтеры. Мы же можем лишь поделиться впечатлениями по итогам пресс-конференции.
C политической задачей налоговики в Приморье справились - и злые посредники у нас нашлись, и начальники шахт далеко не ангелы. Об этом свидетельствуют факты, приведенные на пресс-конференции.
Неприглядные факты названы, некоторые впечатляют и наверняка поимеют определенный политический резонанс - это можно зачислить в актив налоговых ревизоров.
Если же говорить об экономическом результате десанта мытарей, он гораздо скромнее. Как заявили участники пресс-конференции, по итогам недельной работы ими было возбуждено 4 уголовных дела (в основном по сокрытию налогов), активизировано - 2, и еще несколько обещают открыть.
Что же касается основной массы приведенных на пресс-конференции фактов, привлечь “виновных” к ответственности далеко не просто. Разве только к моральной? Ну начисляют себе начальники неприличные учредительские дивиденды или кладут зарплату директору в 20 тысяч рублей. Безобразие? На фоне бедствующих шахтеров, конечно. Но вряд ли есть повод для вмешательства компетентных органов в жизнь частного коммерческого предприятия, где хозяин - барин.
Или посредники. Во-первых, их не так уж и много, тем более “злых”. Во-вторых, по нашим законам они ведь не запрещены, и никаких жестких ограничений по части “накруток” в законодательстве не имеется. А то, что цена в результате сделки подскакивает почти на порядок, так ведь у нас нынче рынок: не нравится - не бери.
То же касается и продажи ценных бумаг в ущерб собственному предприятию. Ясно, дело нечисто - но ведь за руку продавца не схватили. В лучшем случае это повод для разборки на акционерном собрании, но никак не для вмешательства государства.
Руководители ТЭКа, совмещающие основную работу с попечительством коммерческих фирм, также имеют на это право. А вот то, что через “родную” структуру прокачивались шахтерско-энергетические деньги, - это надо еще доказать.
Ну а грозными обещаниями “вскрыть, поймать, наказать” шахтер сыт не будет. Тем более жизнь показывает - никто из начальников ни за что у нас наказания не несет. Примеров масса. И уголь китайский мы покупали через московских посредников (с немалым для тех наваром), и фирмы при одной ГРЭС для начальственных отпрысков открывали (не в убыток начальственной семье), и мосты из сомнительных канадских балок строили (не без выгоды для “строителей”) . Второй год раскручивают “коттеджное” дело АО “Дальэнерго”, уже на пенсии основные его фигуранты, свидетелей - масса, виновников - ни одного.
Где все инициаторы этих новаций? Все в тепле, при деле, при власти (наиболее предприимчивые - в жарких странах).
Так что вряд ли шахтерам стоит всерьез уповать на итоги очередного правительственного десанта.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Марина ЛОБОДА, "Владивосток"