Голубка мира № 33

Невероятная история художника, мечты которого сбылись

6 янв. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3865 (1) от 6 янв. 2016

Владивосток всегда притягивал к себе удивительных людей – людей широкой души, искренних, творческих, авантюристов в лучшем смысле этого слова. Есть в нашем городе что-то особенное, что трудно выразить словами, но так легко почувствовать…

Эта история, которую можно даже назвать рождественской, – еще одно тому подтверждение. Для автора этих строк она началась в галерее современного искусства «Арка» с выставки, проведенной в ушедшем уже 2015-м в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого». Хозяйка галереи Вера Глазкова составила экспозицию, взяв по нескольку работ с каждой выставки, что проводились во время фестиваля в течение 13 лет. От нескольких гравюр было просто взгляд не отвести.

В ответ на мой вопрос, чьи это работы, Вера Евгеньевна загадочно улыбнулась: «О, это удивительная история…».

Пацифист, знакомый с Дали

Начнем с сослагательного наклонения, которого, как известно, совершенно не терпит история. Так вот, если бы не вандалы, то во Владивостоке и по сей день в арке на видовой площадке у фуникулера висела бы белая голубка – символ мира. И чуть позвякивала бы на ветру, напоминая о том, что жизнь без войны такая хрупкая, ее так легко сломать.

Удивительная голубка. Точно такая же, как в Париже, Буэнос-Айресе, Чикаго, Париже и еще более чем в двадцати городах мира. Всех этих голубок, созданных на основе знаменитого рисунка Пабло Пикассо, устанавливал немецкий художник Вольфрам Курзенбергер. Человек, всю жизнь мечтавший побывать во Владивостоке и оставшийся (в определенном смысле, конечно) в нем навсегда…

Вольфрам Курзенбергер родился в 1931 году. На его долю, как легко догадаться, выпали самые тяжелые годы в истории ХХ века. И надо ли удивляться, что по своим убеждениям этот художник был пацифистом – человеком, который не просто мечтал о мире во всем мире, но и делал для воплощения своей мечты то, что мог и как мог.

– Вольфрам Курзенбергер был очень талантливым художником. Его работы выставлялись в парижских салонах, его высоко ценили критики, – рассказывает Вера Глазкова. – Он был знаком с Сальвадором Дали, а прекрасная супруга Курзенбергера Юдит позировала великому сюрреалисту для портрета… Вольфрам много путешествовал, но самой большой его мечтой, как он много раз говорил, было увидеть Килиманджаро и… Владивосток.

Эту тайну уже не раскрыть

Мечта художника увидеть Владивосток сбылась в 2002 году: вместе с другом он впервые прилетел в наш город. И сразу же окунулся в творческую, богемную среду.

– Помню, как-то днем мне позвонила знакомая из туристического агентства и сказала: приехали двое немцев, один из них художник, он хотел бы устроить выставку своих работ в нашем городе, – вспоминает продюсер Александр Долуда. – А художники мне всегда были интересны. Они загадочные, ранимые, неприкаянные, странные люди… Мы познакомились. Почтенный возраст, творческий путь – любой позавидует. Прекрасные манеры, добрейший человек. В глазах живая искорка, хоть и голова седая. На родине – шикарный дом, двое сыновей (дизайнер и композитор), жена-красавица, почет и уважение, собственная галерея. Но… Всегда мечтал о Владивостоке. И вот приехал. И мечтает теперь показать здесь свои картины. Я познакомил его с богемной средой нашего города.

– Вольфрам сразу же производил впечатление человека удивительно доброго, ранимого, – продолжает рассказ Вера Глазкова. – Когда в 2002 году мы познакомились, я посмотрела его работы и поняла, что он не просто интересный человек, но и прекрасный художник со своим видением мира. Конечно же, для меня было большой радостью принять его картины в «Арке». Вот так и получилось, что в 2003 году, как раз в дни первого кинофестиваля «Меридианы Тихого», у Курзенбергера состоялась первая выставка в нашей галерее.

Для меня Вольфрам был мистическим человеком. Он родился в 1931 году, его юность пришлась на военные годы, на все ужасы войны. Он был удивительно открытым, позитивным человеком, так легко сходился с людьми. Его позитивная энергия привлекала всех.

Выставка в 2003-м прошла на ура, а в 2004-м Вольфрам снова приехал во Владивосток. По словам Александра Долуды, «так и не узнал, что заставляло его ежегодно проделывать невероятно трудный для его возраста путь из Германии во Владивосток, эту тайну он унес с собой». Быть может, наш город вошел в сердце и душу немолодого немецкого художника? Все может быть…

И снова была выставка в «Арке», много разговоров с художниками, галеристами.

– Мы уже знали, что Вольфрам – пацифист. И у него есть свой проект: он устанавливает голубей мира по всей земле, в разных городах и странах, – вспоминает Вера Евгеньевна. – Тогда же Вольфрам сказал мне: «Я бы очень хотел установить голубку мира во Владивостоке. Это не памятник, но арт-объект, который важен и для меня, и, как мне кажется, для многих людей»…

«Ла коломбе», ставшая последней

Осуществлять свой проект La colombe tous le monde («Голубка мира») Вольфрам Курзенбергер начал в 1988 году. Первый памятник белой голубке – символу мира – был открыт на Мальте, и с тех пор художник-пацифист создал три десятка подобных скульптур и установил в Германии, США, Бразилии, Австралии, Израиле, Чехословакии, Южной Африке и еще во многих странах на других континентах.

Удивительно, но каждая «ла коломбе» Курзенбергера одновременно похожа и не похожа на другую. Как говорил сам Вольфрам, единого стиля у его скульптур нет, каждая выполнена в собственном, неповторимом стиле, однако у всех голубок все равно имеется нечто общее, отвечающее основной концепции проекта.

Интересный факт: если измерить расстояние между всеми этими скульптурами, то в общей сложности оно составит целых три длины экватора! Вольфраму Курзенбергеру мечталось, что его голубки обнимают крыльями исстрадавшуюся от войн планету и защищают ее.

Первая в России голубка Вольфрама появилась в Новосибирске. Она была 29-й по счету. А во Владивостоке художник мечтал установить 33-ю.

– Конечно, когда Вольфрам поделился своей идеей, я сказала, что это было бы замечательно! – вспоминает Вера Глазкова. – Но где установить и как? Тогда мы с Александром Городним стали искать место, и однажды возникла идея поставить ее на смотровой площадке выше фуникулера. Там уже существовала обихоженная усилиями тогдашнего ректора ДВГТУ Геннадия Турмова площадка, ее украшением и стал этот уникальный арт-объект. Голубка висела в арке, а когда раскачивалась на ветру, то позвякивала, напоминая, по мысли художника, о хрупкости мира…

Увы, наши вандалы не дали голубке шансов: арт-объект был уничтожен в рекордно короткие сроки. И только предусмотрительность Саши Городнего, который, зная наши реалии, заказал копию, а саму голубку-оригинал вечером после установки снял и унес в запасник, помогла спасти ее. Мы еще увидим эту голубку среди экспонатов городского музея современного искусства «Артэтаж». И благодаря Аександру Городнему сотни и тысячи людей узнают об удивительной истории Вольфрама Курзенбергера и его любви к Владивостоку.

Прощай, художник…

В 2005 году Вольфрам Курзенбергер вместе со своей супругой Юдит, которая была не просто его музой, но и ангелом-хранителем (например, когда художник устанавливал свою голубку в Афганистане, там шли военные действия, но Юдит была рядом), снова приехал во Владивосток, привез новые работы и мечтал об открытии выставки.

– Он непременно хотел, чтобы выставка прошла в Дни мира на Тихом океане, – объясняет Вера Евгеньевна. – Мы вместе искали такую возможность. И несмотря на некоторые накладки, все как-то образовывалось, мы назначили час открытия… Но 2 сентября, в день окончания Второй мировой войны, у Вольфрама случился сердечный приступ в номере гостиницы. До приезда «скорой помощи» художник не дожил…

Юдит потом рассказывала, что он плохо себя чувствовал еще в Германии, что она уговаривала мужа отложить поездку, но он всей душой стремился во Владивосток. И оставил свой значительный след в нашем городе. Последней, 33-й, голубкой мира…

Вольфрам Курзенбергер умер здесь, в городе своей мечты. Когда откроется городской музей современного искусства «Артэтаж» (а произойдет это уже в скором времени), La colombe № 33 станет одним из главных его экспонатов. Голубка мира никогда не улетит из Владивостока. Как и частичка души удивительного немецкого художника Вольфрама Курзенбергера.

Цитата

Из интервью Вольфрама Курзенбергера владивостокским СМИ:

– Я пацифист и космополит. Мне непонятны люди, которые делят мир на «наших» и «ваших». Сейчас нам просто необходимо как можно больше любви и внимания друг к другу. Я уверен, что Достоевский был прав, когда говорил, что красота спасет мир. Именно эти его слова я повторяю каждый раз, когда открывается мой очередной монумент. Лучше забыть все былые обиды и взяться за руки, а не за оружие. Появление голубей мира в Новосибирске и Владивостоке спустя много десятилетий после окончания Второй мировой войны я считаю ответственным шагом в установлении дружбы между Россией и Германией.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ