А где рояль?

Александр Розенбаум приучает своих поклонников к тому, что он не стоит на месте

23 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3860 (194) от 23 дек. 2015

Это уникальный в своем роде человек. Получил диплом врача-терапевта общего профиля, специализировался в области анестезиологии и реаниматологии. Параллельно с работой врача скорой помощи успевал заниматься в джазовом училище. Песни начал писать и исполнять, будучи студентом мединститута. А потом это стало его основной профессией.

Сейчас Александр Розенбаум – народный артист России, популярный автор-исполнитель, актер и писатель. Гастролирует по всей стране и русскому зарубежью с концертами. Пишет новые песни, сочиняет стихи. А еще активно занимается благотворительностью.

Нам удалось в преддверии Нового года встретиться и побеседовать с Александром Яковлевичем (к слову, следующий год – юбилейный для артиста: в сентябре ему исполнится 65 лет).

Ностальгия по семье

– До Нового года остались считаные дни. Какие у вас самые яркие детские воспоминания об этом празднике?

– Новый год – праздник семейный. А с семьей для меня связаны самые сладкие и самые радостные ощущения. Сразу вспоминаю то время, когда еще была жива мама, был жив брат… Семья – это же и есть твои мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки. А уже потом – супруги, дети, внуки. Это тоже семья, конечно, но не та. Дети потом уходят к своим друзьям, а внуки тем более. Поэтому сейчас для меня Новый год не такой уж волнительный праздник…

А вот во времена детства и юности он был ярким событием – праздник с запахом мандаринов, когда все сидели у телевизоров, ели копченую колбасу и ждали новогодний «Огонек». А еще тогда был снег, много снега… Вчера я летел из Перми в Москву и чуть с ума не сошел: казалось, что лечу над югом Франции или Германии. Снега нет, все зелено, а ведь это Новый год, это Россия! По идее, все должно быть покрыто двухметровыми сугробами. Но что поделаешь: глобальное потепление…

Бывших докторов не бывает

– Бывшие коллеги – медики не обижаются на вас, не говорят, что вы изменили профессии?

– Чтобы были более понятны мои отношения с медициной, приведу такой пример. Я много лет выступаю на эстраде. И когда прихожу в концертный зал, который арендовал для выступления, в этот вечер я в нем, казалось бы, хозяин. Я распоряжаюсь этим залом. Но понятия не имею, где какие находятся механизмы, где включается свет, где расположен гардероб и так далее.

Когда же я оказываюсь в любом лечебном учреждении, где я не хозяин (там есть на это главный врач), именно там чувствую себя дома. Чувствую ноздрями, по запаху понимаю, где найти рентгеновский кабинет, где операционная, другие помещения… Повторяю: это мой дом! И бывших докторов не бывает.

Помощь – конкретная

– Вы активно занимаетесь благотворительностью. Что это: жизненный принцип или потребность души?

– Моя благотворительность всегда конкретная. Я еду, например, в воинскую часть, в местном клубе даю концерт, беру вырученные средства, затем при полном зале отдаю чемодан с деньгами ответственному и прошу купить, скажем, большой телевизор, которого там не хватало. Для меня это – творение конкретного блага. Если я помогаю больнице, я не перечисляю деньги на счет, а звоню главному врачу и говорю, что хочу помочь на определенную сумму. Спрашиваю, что им сейчас нужно. Нужны, скажем, сто доз инсулина, перевязочные материалы и системы для переливания крови. Я отправляю своих сотрудников в определенные места, где продают все необходимое. Покупаем, оформляем ящики и передаем их в этот стационар. И я точно знаю, что все до них доехало.

«Метафизика» души

– Недавно вышел ваш новый альбом, который вы назвали «Метафизика». Чем решили удивить поклонников?

– Этот альбом для меня долгожданный, я работал над ним не менее двух лет. Но если кто-то думает услышать нового Розенбаума, скажу сразу: это не так. Я вырос в разной музыке – симфонической, эстрадной, джазовой, уличной. Начинал с «Аргонавтов», с рок-музыки. Позже ушел в ту песню, которую можно было петь под гитару одному, без коллектива. Но я никогда не оставлял музыки, в которой вырос, которую люблю и которую, на мой взгляд, умею играть. Я сам соскучился по той музыке, которую стал редко слышать на эстраде. И решил поделиться ею с теми, кто так же, как и я, по ней стосковался. Если новый альбом публике понравится, буду очень рад. Если нет… Ну что ж, меня это уже не изменит.

– А что именно вам не нравится в современной эстраде?

– В принципе, я против нее ничего не имею: у каждого поколения своя музыка. Сегодня время другое и музыка другая – ну и хорошо! Но все-таки для меня важны живая музыка и живое творчество. Сегодня я немного устал от огромного количества немузыкальных поделок и практически абсолютной дебилизации: кругом одни и те же аранжировки. А музыка – это прежде всего мелодия. Даже песни о любви должны иметь музыкальное обоснование этого чувства, а не просто быть типа «я люблю тебя – ты любишь меня». О любви не может быть много песен. Ведь это чувство, которое знакомо абсолютно каждому. Его испытывали все. Оттого и писать про любовь нелегко. Ведь эта песня должна стать понятна и близка каждому.

В ногу со временем

– Некоторых артистов раздражает, что на концертах люди из года в год просят исполнять одни и те же песни. С вами такое бывает?

– Да, мне тоже многие говорят: «Зачем вы исполняете «Вальс-бостон» с коллективом? Под гитару ведь лучше!» Так происходит потому, что этот конкретный зритель помнит себя молодым, когда он сидел на кухне и слушал «Вальс-бостон» на магнитофоне. Он вспоминает себя, свою молодость… А ведь это джазовая композиция, к ней просится джазовая аранжировка. К тому же идет время – и я не могу стоять на месте, стараюсь идти вместе с ним вперед. Но это вовсе не означает, что я подстраиваюсь под молодежь. Я вообще никогда ни под кого не подстраивался.

– То есть вы считаете, что артист должен меняться? А как отнесутся к этому зрители?

– Люди относятся по-разному. Есть зрители, которые меня знают с 1982 года как человека, который поет под гитару. И когда я на концертах сажусь за рояль и вдруг начинаю играть сложнейшее произведение, они сначала настораживаются. А уже на следующих выступлениях спрашивают: «А где рояль?» Так же было, когда я начал на концертах читать стихи. У меня чистой поэзии не так много, но достаточно. Скоро выходит большая поэтическая книга, еще я собираюсь записать диск чистой поэзии. Так вот, люди сначала не понимают. Одни пришли слушать «Гоп-стоп», ветераны Афгана просят «Черный тюльпан», девчата ждут «Ау», а я им вместо этого начинаю со сцены читать стихи. Но позже эти же люди на другом концерте спрашивают: «А почему вы стихи не читаете?» Вот такие парадоксы… Я не стремлюсь понравиться, да и никогда не стремился. Ты хочешь со мной идти вместе? Пошли! Не хочешь? Я не обижусь.

– Искусство должно развивать культуру, воспитывать людей?

– Я не считаю, что моя задача – воспитывать людей. Это должны делать мама с папой. Вообще, ненавижу, когда артисты говорят, что надо воспитать слушателя. Надо приучать людей к тому, что ты не стоишь на месте и имеешь право на свое видение жизни.

– Что пожелаете читателям в преддверии Нового года?

– От всей души поздравляю всех с наступающим 2016 годом и желаю, чтобы у вас все было хорошо и все были здоровы. А еще – чтобы был мир в нашей стране и на Земле в целом. 

 

Автор: Екатерина ШИТИКОВА, ИА «Столица»