«Звезде» подведут магистральный газ, а «Прогрессу» удвоят оборонный заказ

В кампусе ДВФУ на острове Русском журналист «В» пообщался с заместителем председателя правительства РФ, председателем Военно-промышленной комиссии РФ, Морской коллегии России и Государственной комиссии по Арктике Дмитрием Рогозиным.

22 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3859 (193) от 22 дек. 2015
2fbf6cfd36f000d6c35b9007cfd42c6c.jpg

– Дмитрий Олегович, разрешите вопрос? Вы каждый год на протяжении последнего времени приезжаете с проверками в Большой Камень. Хотелось бы узнать, как движется строительство самого предприятия? Как скоро начнут там резать металл и строить первые суда?

– Вообще, формула успеха завода «Звезда» зависит не только от хода строительных работ на самом предприятии, потому что оно строится под определенные заказы. Это еще и вопросы определенной конъюнктуры на рынке, когда есть планы нефтегазовых компаний, добывающих углеводородное сырье на шельфе. Им нужна техника – это добывающие платформы, крупнотоннажные газовозы и танкеры, суда обеспечения и многое-многое другое.

До сих пор в нашей стране ничего подобного не производилось. Мы все заказывали за границей, и общий объем средств, которые выводились из России под такого рода суда и морскую технику, составлял примерно 5 млрд долларов ежегодно.

Президент России Владимир Путин был категорически против такого расходования средств. Поэтому было дано указание на форсирование строительства данного завода. После нескольких жестких разговоров со всеми ответственными за строительство «Звезды» лицами было принято решение о вводе туда новых крупных инвесторов, обладающих определенным финансовым «жирком», ресурсом, – прежде всего это «Роснефть» и ее партнеры. В результате в течение 2014 года были приняты все необходимые решения, указы, постановления правительства и многие другие важные корпоративные решения, был создан, по сути дела, новый облик дальневосточного судостроения и судоремонта. Это не только завод «Звезда», это и другие предприятия отрасли – Дальзавод, 30-й СРЗ, завод в Вилючинске и многие другие вспомогательные предприятия.

Сейчас мы говорим именно о верфи «Звезда». В нее влились средства непосредственно «Роснефти», завод зашевелился. Даже на веб-камерах, которые установлены в основных цехах этого завода и выводят картинку в моем рабочем кабинете, я увидел, что там появились люди в строительных робах, они что-то передвигают, собирают, разгружают какие-то контейнеры… По крайней мере, то, чего я не видел ни в 2012-м, ни в 2013-м, ни даже в 2014 году, начало происходить в 2015-м. Пошло финансирование – и жизнь в новых цехах «Звезды» затеплилась. Уже в 2016 году начнется работа завезенного оборудования, то есть в ближайшие месяцы мы начнем резать там металл.

Но это все рентабельно может быть только тогда, когда будет в полной мере сформирована вся верфь.

Глава кабмина Дмитрий Медведев абсолютно жестко заявил, что надо консолидировать единый государственный заказ, чтобы все и частные, и государственные компании, которые занимаются у нас шельфовой тематикой, соединили свой заказ на технику. И чтобы эта техника строилась исключительно на территории России, прежде всего здесь, на «Звезде», и чтобы правительство через комиссию по импортозамещению определяло порядок формирования этих заказов.

– В чем видится главная проблема возводимой верфи?

– Самая главная проблема, которая сейчас там существует, – это нехватка кадров. Потому что специалистов надо куда-то расселять, им надо платить достойную заработную плату. Сегодня в среднем по заводу «Звезда» зарплата составляет 50 тысяч рублей, некоторые получают по 100 тысяч рублей. В принципе, это уже неплохо с учетом средней зарплаты по реальной экономике в регионе, но им надо где-то жить. Это означает, что к 2020 году мы должны расселить до 7 тысяч новых работников гражданской верфи завода «Звезда» в новых домах. А также подвести магистральный газ к городу и предприятию. Голубое топливо сделает производство рентабельным.

Короче говоря, работы и планов громадье, сейчас главное – обеспечить надежный контроль со стороны правительства Российской Федерации.

– Помимо «Звезды» где еще вы работали в этот приезд?

– Мне удалось слетать в Арсеньев на крупнейшее авиационное предприятие края – «Прогресс». Там разворачиваются работы по модернизации производства. Мы планируем в 2016 году поднять в воздух новейший вертолет, который уже собран пока в одном экземпляре. Я посмотрел на этот летный экземпляр – это «Камов-62» (продолжение линейки Ка-60 «Касатка». – Прим. ред.), вертолет, который может перевозить до 15 пассажиров. Он пригоден, в частности, и для работы в Арктике. И в целом основные задачи по нему решены, можно приступать к массовой сборке. В том числе и для экспорта.

Также на «Прогрессе» знакомились и с исходом работы по корабельной версии боевого диверсионно-разведывательного вертолета Ка-52.

Было изготовлено четыре палубных вертолета в рамках опытно-конструкторской работы для наших «Мистралей». Мы все равно будем делать вертолетоносцы, но уже на своих верфях, поэтому к 2017 году объем производства Ка-52К («Катран». – Прим. ред.) вырастет до 50 вертолетов в год, фактически это удвоение оборонного производства. Я думаю, Приморскому краю это тоже важно знать.

Сейчас русский военный «оморяченный» Ка-52 – лучший в мире вертолет палубной авиации. 

Автор: Николай КУТЕНКИХ