Уроки любви Эльдара Рязанова

Друзья и коллеги великого режиссера вспоминают самые светлые моменты жизни, связанные с ним

9 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3852 (186) от 9 дек. 2015

На минувшей неделе жители столицы потоком шли в кинотеатры: в память об Эльдаре Рязанове там показывали его фильмы. И дело было, конечно, не в бесплатных сеансах. Если ты родился и вырос в этой стране, уже на генетическом уровне не можешь не любить картины великого лирика и комедиографа.

Да, Рязанов последнее время тяжело болел. Да, семья и врачи сделали все возможное, чтобы продлить его пребывание в этом мире. Но возраст. Но болезнь. Но конечность бытия…

С потерями людей, которые формировали твою душу, легче смириться, когда они оставляют наследство – именно для души. Эльдар Рязанов оставил великое наследство: «Карнавальная ночь», «Гараж», «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс», «Вокзал для двоих», «Ирония судьбы, или С легким паром». И другие гениальные фильмы. И самую последнюю картину – «Андерсен. Жизнь без любви», которую маэстро считал откровением высшей степени. Ведь Андерсен – это он сам, великий сказочник и знаток человеческой души…

Гражданином быть обязан

Для каждого, кого судьба столкнула с Эльдаром Рязановым, он стал родным человеком. И это не формальные слова. Его коллеги утверждают, что с первых минут он разрушал стену, которая обычно разделяет малознакомых людей. И тут же возникало ощущение, что ты для него самый нужный и близкий человек. И это чувство уже никогда не исчезало…

– Я очень многим обязан Эльдару Александровичу, мы работали с ним вместе в пяти фильмах, – рассказывает Олег Басилашвили. – И с каждой картиной Рязанов все больше и больше открывал мне меня же самого. Именно благодаря ему я понял, что такое кинематограф, что значит быть актером и режиссером. Бесед отдельных на эту тему у нас не было. Но всю свою жизнь Эльдар доказывал: если ты равнодушен, если ты не гражданин и не пронизан особым чувством любви к своей Родине, то ты не актер. Я не забуду счастливых дней, месяцев и лет, которые провел с Эльдаром.

– Я помню, как накануне своего 50-летия Эльдар Александрович приехал ко мне, тогда еще молодому артисту, домой, – вспоминает Геннадий Хазанов. – И я, вместо того чтобы говорить о его юбилейном вечере, стал исполнять ему песни из моего первого сольного спектакля. Помню, как он смотрел на меня, улыбаясь. Рязанов понимал, что артист – это человек, который никогда никого не слушает, если речь идет не о нем. Рязанов для меня никогда не был моим зрителем, он был знаковый человек, с которым связано почти сорок лет моей жизни.

Говорить, а не помалкивать

Коллеги называют Рязанова Эликом (он сам так просил) и «самым нужным режиссером». Каждого персонажа своего фильма, даже отрицательного, он наделял неповторимым обаянием. Его герои передавали зрителю с экрана любовь самого Рязанова к жизни.

– Я бесконечно благодарна судьбе за то, что я имела честь и счастье пять раз сниматься у Эльдара Александровича, – рассказывает Лия Ахеджакова. – Помимо всего прочего, я научилась у него храбрости говорить, а не молчать. Он увел меня от традиционной актерской позиции: мое дело – играть и помалкивать, вывел на территорию, где нельзя сосуществовать рядом с несправедливостью и подлостью. В какие маленькие уголки России я ни приезжала, везде меня встречали как человека, который представляет Эльдара Рязанова. Ко мне подходили и говорили: передайте Эльдару Александровичу, что мы его любим!

– Лет в шесть-семь я посмотрела «Гусарскую балладу» и поняла, что есть такое понятие, как Родина, ее нужно любить и можно отдать за нее жизнь, – говорит Татьяна Догилева. – Потом увидела «Берегись автомобиля» и поняла, что такое справедливость и что за нее нужно бороться всеми своими силами. Рязанов – намного больше, чем кинорежиссер. Он наш воспитатель. Счастье, когда именно такие люди формируют сознание нации.

«Он мои крылья»

– Я помню нашу первую встречу с Эльдаром Александровичем на «Мосфильме», – рассказывает Алена Бабенко. – Я ждала его в просторной комнате. Вдруг открылась дверь, вошел огромный человек, похожий на большого белого медведя, с улыбкой во все лицо, и сказал мне: «Здорово, Бабенко! Как дела?» Я ответила: «Отлично». В то самое мгновение я поняла, что между нами нет ни расстояния, ни возраста, ни времени. С этой секунды мы подружились навсегда. Он мне предложил сыграть роль Генриетты Вульф в его фильме «Андерсен. Жизнь без любви». Потом была наша сумасшедшая работа над этим проектом. И я все думала: смогу ли я с такой же страстью, нежностью и безумием относиться к своей работе? Я предлагала несколько вариантов какой-то сцены, и Эльдар Александрович слушал меня с детской увлеченностью, понимал все, что я говорю, и тут же кричал: «Реквизит! Грим! Свет! Мы можем это сделать!». А мне ради него хотелось еще лучше сыграть эту роль.

Потом он пригласил меня в фильм «Карнавальная ночь – 2, или 50 лет спустя». Это были очень трудные съемки в павильонах: мы работали по 14 – 16 часов. И я видела, как ему трудно. После отдыха он выходил из своей комнаты и шел очень тяжело, мне казалось, что он вот-вот упадет. Но как только звучала команда «Камера! Мотор!», садился за монитор и превращался в другого человека – юношу с распахнутыми глазами, который снова был готов работать до изнеможения.

А потом он познакомил меня со своим клубом «Эльдар», где я не раз была и даже выступала на концерте, пела песню «Нежность». Мне аккомпанировала сама Александра Пахмутова. А в финале мы с Эльдаром Александровичем танцевали на сцене, я сбросила туфли и танцевала с ним босиком, и мне казалось, что я – Ева… Было так хорошо. В день рождения, который он отмечал 18 ноября, я позвонила его супруге Эмме Валерьяновне и сказала: «Передайте, пожалуйста, Эльдару Александровичу, что он мои крылья! Был, есть и будет. А я – его крылья». Он из поколения других людей – уверенных в себе, удивительной твердости и мужества. Я пообещала и в себе воспитать такой характер…

«Как жаль, что не учился я молиться»

Режиссер Владимир Хотиненко прочитал одно из последних стихотворений Эльдара Рязанова, написанное им уже в больничных стенах:

В старинном парке корпуса больницы,

Кирпичные простые корпуса...

Как жаль, что не учился я молиться,

И горько, что не верю в чудеса.

А за окном моей палаты осень,

Листве почившей скоро быть в снегу.

Я весь в разброде, несосредоточен,

Принять несправедливость не могу.

Что мне теперь до участи народа,

Куда пойдет и чем закончит век?

Как умирает праведно природа,

Как худо умирает человек.

Мне здесь дано уйти и раствориться...

Прощайте, запахи и голоса,

Цвета и звуки, дорогие лица,

Кирпичные простые корпуса...

– Когда уходит такой человек, принято говорить, что вместе с ним ушла эпоха, блестящая глава в нашем кинематографе, – говорит Владимир Хотиненко. – Да, безусловно, это так. Но огромное количество людей восприняли его кончину как личную потерю. Потому что он был замечательной опорой в нашей жизни. К сожалению, этой опоры больше нет. Пока человека помнят – он будет жить. А помнить Рязанова мы будем долго-долго. Вот, скоро Новый год, мы увидим «Иронию судьбы» и вспомним о нем с тихой, теплой улыбкой…

  

Автор: Екатерина ШИТИКОВА, ИА «Столица»