Свободный порт растет как на дрожжах

Режим порто-франко из столицы Приморья и его южной части распространяется по территории Дальнего Востока

2 дек. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3848 (182) от 2 дек. 2015
f1dd6339eb55c171cbf97b57c406182f.jpg

В Общественной палате Российской Федерации 30 ноября состоялось «нулевое чтение» проекта нового федерального закона – «О свободном порте Дальнего Востока». Он станет продолжением закона «О свободном порте Владивосток», который уже действует с 12 октября.

С презентацией нового законопроекта накануне в Москве выступил первый заместитель министра Минвостокразвития Александр Осипов, подчеркнувший, что данный закон разрабатывается по поручению президента России.

«В» напоминает своим читателям о докладе Владимира Путина на Восточном экономическом форуме 4 сентября. Тогда глава государства заявил: «Нам удалось выработать удачную и конкурентную формулу свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшие зарубежные практики, поэтому предлагаю правительству рассмотреть вопрос о распространении режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока».

Направление – север

По словам Александра Осипова, принятие нового закона позволит распространить уже зарекомендовавшие себя особые экономические нормы на значимые порты Дальнего Востока. Это территории 14 муниципальных образований четырех дальневосточных регионов площадью чуть более одного миллиона квадратных километров с численностью населения чуть менее 500 тысяч человек.

В свободный порт Дальнего Востока войдут:

– свободный порт Камчатка (Петропавловск-Камчатский и Елизово);

– свободный порт Хабаровск (Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре);

– свободный порт Сахалин (Корсаков, Невельск и Холмск);

– свободный порт Чукотка (Анадырь, Иультин, Провидение, Чаун, Беринговский, Певек и Эгвекинот).

Режим свободного порта предусматривает: режим единого окна на границе, круглосуточный режим на пунктах пропуска, упрощенный визовый режим для иностранцев с получением 8-дневной визы на границе, режим свободной таможенной зоны для резидентов. Резиденты порто-франко получат налоговые преференции и административные льготы. В частности, предусматриваются сокращенные сроки получения разрешительной документации в сфере строительства.

Все проверки бизнеса будут в обязательном порядке согласовываться с Минвостокразвития. Единым органом управления свободного порта Дальнего Востока станет Наблюдательный совет с центром в Хабаровске.

Проекты получат инвестиции

Также на прошлой неделе в Москве состоялось заседание правительственной подкомиссии по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Его провел полномочный представитель президента РФ в ДВФО – вице-премьер Юрий Трутнев.

На встрече шла речь о новых инвестиционных проектах, которые получат финансовую поддержку со стороны Фонда развития Дальнего Востока. Он профинансирует три проекта стоимостью 50,3 миллиарда рублей, в которых объем инвестиций самого фонда составит 4,7 миллиарда, а остальное привлекут из других источников.

Два проекта разработаны на территории Приморья.

Один из них уже реализуется группой компаний «Юнион» из Владивостока. Речь идет о строительстве транспортно-логистического комплекса на юге края. Общая стоимость сухого порта составит 1,5 миллиарда рублей.

Второй проект придется начинать с нуля. Это строительство современного холодильно-складского комплекса для хранения и перевалки рыбной продукции в Приморье. По оценке его инициатора – Владивостокского морского рыбного порта, общая стоимость достигает 3,6 миллиарда рублей.

Третий объект разработан на Сахалине. Для увеличения добычи угля на Солнцевском месторождении, продукция которого ориентирована на экспортные поставки в страны АТР, необходимо построить новую транспортную инфраструктуру. Заказчиком выступает ООО «Восточная горнорудная компания», ей требуется 45,1 миллиарда рублей инвестиций.

На каждый вложенный рубль Фонд развития Дальнего Востока привлечет от 2 до 16 рублей частных инвестиций. «Нам выгодно привлекать как можно больше инвестиционных ресурсов на единицу вложенных средств фонда. Однако пропорция зависит от структуры и специфики каждого проекта, сроков окупаемости. Некоторые проекты с большим мультипликативным эффектом достаточно сложно реализовать без существенной государственной поддержки», – заявил на прошедшем заседании Юрий Трутнев.

На сегодняшний день на территории ДВФО – в Еврейской автономной области, на Камчатке и Сахалине – уже реализуюется несколько ранее одобренных правительством инвестиционных проектов общей стоимостью 23 миллиарда рублей. Активность дальневосточных предпринимателей свидетельствует о высоком спросе на инвестиции для реализации перспективных экономических и инфраструктурных проектов.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ