На диванах и школьниках россияне не экономят

Потребительский рынок РФ пока остается в сложной ситуации, а розничная торговля только адаптируется к сберегательной модели поведения населения, говорится в мониторинге Минэкономразвития.

3 нояб. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3832 (166) от 3 нояб. 2015

«Замедление динамики оборота розничной торговли за девять месяцев этого года объясняется изменением модели ведения домашних хозяйств: от потребления к сбережению», – приводит данные документа агентство «Прайм».

В сентябре 2015 года оборот розничной торговли снизился на 10,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наибольшее снижение интереса покупателей отмечено на промтовары – на 10,9%.

Прибегнуть к экономии домашних хозяек вынуждает удорожание продуктов. В целом цены на продовольствие выросли с начала года на 20,2%. Причем больше всего подорожали продукты, которые не попали под российские контрсанкции. «Лидерами роста цен за этот период являются несанкционные продукты – крупа и бобовые (146,7%), а также сахар-песок (144%)», – отмечено в исследовании.

Несмотря на общее снижение объемов реализации промтоваров, продавцы бытовой техники отмечают: в сентябре увеличились продажи мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков. Рост спроса предсказуем и связан с началом учебного года. «Представители отрасли фиксируют рост продаж в среднем на 30% по сравнению со средними недельными показателями за июль – август. По отдельным категориям товаров скачок спроса привел к увеличению продаж на 200%», – говорится в докладе.

Также в последнюю неделю августа 2015 года увеличились продажи мебели. Основными причинами этого стали инфляционные ожидания, а также грядущий рост цен, который прогнозировали ритейлеры. «В ожидании новой волны роста цен увеличился спрос на бытовую технику и мебель. Рост продаж зафиксирован в основном на товары с высокой ценой, то есть на покупки, которые, как правило, планируются заранее и на которые откладываются средства. В последнюю неделю лета продавцы зафиксировали рост продаж до 80% по сравнению со средними показателями в августе», – говорится в исследовании.

Ну и жителям нашего региона было бы интересно сравнить общероссийские данные с приморскими. Такую возможность предоставляет крайстат. По информации ведомства, общий оборот розничной торговли края за 9 месяцев упал всего на 0,7% – до 239 млрд рублей. Продажи промышленных товаров снизились на 4%, а подорожали они почти на 11%. Заметнее всего поднялись в цене – на 17% – 23% – моющие и чистящие средства. А также легковые автомобили, велосипеды и мотоциклы – в среднем до 19%.

За 9 месяцев этого года цены на продовольственные товары выросли на 9,8%. Больше всего возросли в цене овощи: на 14% – 22% – лук репчатый, картофель, свекла, на 38% – 45% – морковь, капуста белокочанная, чеснок. Свежие помидоры и огурцы подешевели: на 24% и 49% соответственно. Рыбопродукты стали дороже на 20%.

Так что потребительское поведение приморцев все же отличается от общероссийских трендов. Если россияне в кризис скупают гаджеты и мебель, то дальневосточники – автомобили.

Автор: Отдел экономики «В»