Мутные воды Охотского моря
“Икра”, которую в последнее время мечет правительство в отношении рыбной промышленности, созрела до проведения первого всероссийского съезда рыбаков. Он состоится в Москве 16-17 июня. А накануне дальневосточники провели рыбацкую конференцию, где обозначили основные проблемы отрасли.
“Икра”, которую в последнее время мечет правительство в отношении рыбной промышленности, созрела до проведения первого всероссийского съезда рыбаков. Он состоится в Москве 16-17 июня. А накануне дальневосточники провели рыбацкую конференцию, где обозначили основные проблемы отрасли.
О том, что “дальневосточный лайнер” погряз в Охотоморском “треугольнике”, рыбаки бассейна шумят с начала 90-х годов. А нынешней весной редакция “В” была буквально завалена телеграммами с моря - оккупация главного промыслового района превысила все допустимые пределы.
В небольшой треугольник, образованный границами 200-мильной экономической зоны России, тут же ринулись суда из Польши, Китая, Южной Кореи и Японии. “Плоды” их работы наши рыбаки в полной мере ощутили в две последние путины. Минтай практически “выгребли”. Но мало того, что рыба пошла “некондиционная” - дальневосточников просто вытеснили из района промысла.
Между тем Охотоморье дает 2/3 общей добычи бассейна. Проблему “треугольника” в Москве решили достаточно своеобразно. Начиная с прошлого года иностранным судам разрешили вести промысел в экономической зоне России.
Так называемую олимпийскую систему ввели в Дальневосточном бассейне по согласию - ситуации в море бывают разные. Чтобы вовремя выбрать квоты, наши рыбаки договорились: под занавес путины проводить анализ промысловой обстановки и “по-честному” делиться выделенными ресурсами. В Москве ситуацию довели до абсурда. “Олимпийку” решили распространить и на иностранный флот, рыщущий в российской экономической зоне. Мощная, современно оснащенная зарубежная армада буквально “потопила” в Охотоморье нашу “олимпийскую сборную”.
Среднесуточный вылов минтая отечественного траулера в Охотском море составляет около 100 тонн. Иностранец ловит... 18. Контроля за работой иноземного флота практически нет, фальсификация отчетности позволяет зарубежным судам выбирать объемы в 5-7 раз большие, чем определено квотами. Нам же остается лишь “хвост” от минтая.
“В последнее время отмечается резкий рост бесконтрольного хищнического лова минтая в открытой части Охотского моря рыбодобывающим флотом иностранных государств. Более 50 крупнотоннажных иностранных судов, осуществляя грабительский промысел сверх всяких лимитов, наносят непоправимый ущерб Приморью, Дальнему Востоку, всему рыбному хозяйству России. Осуществляемый иностранным флотом промысловый беспредел неизбежно приведет в ближайшее время к сокращению запасов, а затем и полному уничтожению охотского стада минтая, являющегося основным объектом промысла дальневосточных рыбаков.
В то же время дальневосточным рыбодобывающим организациям катастрофически не хватает лимитов на добычу рыбы даже в пределах научного прогноза ее вылова. В результате простаивают сотни отечественных рыболовецких судов, 200 тысяч наших рыбаков лишены возможности нормально работать, жить и содержать свои семьи. Бюджеты всех уровней недополучают миллиарды рублей, а российские граждане - ценнейшей рыбной продукции.
Неоднократные обращения рыбацких коллективов в федеральные органы власти о защите национальных интересов положительных результатов не дали.
В сложившейся ситуации федерация профсоюзов Приморского края, выражая волю и требования многочисленных трудовых коллективов рыбной отрасли, настаивает на принятии неотложных государственных мер по международному регулированию промысла в Охотском море вплоть до закрытия этого района для иностранного флота”, - с таким письмом обратились в правительство приморские профсоюзы. Телеграмм подобного содержания редакция “В” получила сотни. Но иностранный флот и ныне там.
В выражениях на конференции, как на судне, особо не стеснялись. Евгений Наздратенко обозвал политику правительства в Охотском море “беспомощным мяуканьем”. По мнению приморского губернатора, чтобы навести порядок, “достаточно послать туда 3 сторожевых корабля”, и иностранного духа в Охотоморье не будет. Президент ОАО “Дальрыба” Юрий Москальцов в своем выступлении прошелся насчет “польских воров”. А один из делегатов конференции в прениях отметил, что “скоро мы будем сетями хлебать дерьмо, сливаемое с иностранных судов”. Самое обидное - так и есть. Дальневосточные рыбаки поддержали предложение Евгения Наздратенко обратиться к президенту и в правительство с тем, чтобы на государственном уровне признать Охотское море внутренним либо расширить российскую экономическую зону до 250 миль.
На конференции также прозвучала жесткая критика федерального закона “О плате за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами”. Дальневосточный бассейн, по мнению делегатов конференции, в Москве решили сделать “мертвым морем”. Особенно досталось депутату Госдумы от Приморья Светлане Орловой, которая является одним из разработчиков закона. Рыбаки решили направить в главный законодательный орган страны телеграмму, в которой выражается неудовлетворение работой депутатов, делегированных территориями Дальнего Востока.
Дальневосточники также высказались за восстановление самостоятельного федерального органа исполнительной власти, ведающего “рыбным столом” России. После расформирования Роскомрыболовства отрасль, по словам Юрия Москальцова, “превратилась в придаток министерства сельского хозяйства. Мы теперь путаемся, то ли у нас путина, то ли посевная. Между тем даже на Украине для ее болот отдельно создано министерство рыбного хозяйства”. А одна из ведущих рыбных держав центрального органа управления лишилась. Это говорит об общей политике в отношении некогда богатейшей отрасли - рыба, как известно, гниет с головы.
Автор: Алексей Распутный, Вячеслав Воякин (фото), "Владивосток"