Скорая музыкальная помощь
Один из самых известных молодых скрипачей России Павел Милюков дал эксклюзивное интервью корреспонденту «В»
Выступление во Владивостоке одного из самых ярких молодых музыкантов страны – скрипача Павла Милюкова (лауреат конкурса имени Чайковского 2015 года) – прошло при содействии министерства культуры РФ. В рамках программы «Звезды ХХI века» ведомство знакомит публику отдаленных городов страны с творчеством тех, кто уже сегодня защищает культурный престиж России на мировых сценах.
Павел Милюков, кстати, не в первый раз выступал во Владивостоке, а потому на его концерте зал был полнехонек.
– Для выступления в приморской столице я выбрал интересную и популярную классическую музыку, – говорит Павел Милюков, – это сонаты Бетховена, Брамса. Как мне кажется, они идеальны для камерного зала и вечера, а кроме того, это одни из самых любимых мною произведений и композиторов. Вообще, для меня не было вопроса, что играть в городе, в котором я уже выступал и который мне очень понравился, просто покорил.
Часто вспоминаю свой первый приезд во Владивосток. Я играл в театре оперы и балета. Была зима, холодно, но город и Русский остров, который мне показали, произвели сильное впечатление. Поэтому я с радостью согласился еще раз приехать во Владивосток.
– В прошлый свой приезд и в этот раз вы включили в программу пребывания мастер-классы, в этом году – для студентов Приморского колледжа искусств и владивостокской музыкальной школы № 1.
– Да, это моя инициатива. Я всегда провожу их в тех российских городах, в которых у меня концерты. Считаю это очень важным. Мастер-классы стараюсь делать максимально информативными, чтобы начинающим музыкантам после этого общения было чуточку легче осваивать новые произведения. Я и сам ведь до сих пор учусь – вполне официально, в Вене, у авторитетнейшего в мире музыки профессора Бориса Кушнира, да и вообще считаю, что музыкант должен учиться всю жизнь. Что такое общение с мастером? Это здоровая критика, которая помогает, которую надо уметь выслушать и принять, это советы, которым нет цены. И всеми своими знаниями стараюсь делиться с молодыми российскими музыкантами. Потому что понимаю: такие советы, которые дает Борис Кушнир, эти ребята могут никогда не услышать.
Во Владивосток прилетел из Магадана, где тоже общался с молодыми музыкантами, вернее даже юными, которые только начали входить в мир музыки. Можно сказать, что в каком-то смысле я скорая музыкальная помощь.
– Ваша судьба была предопределена: в 4 года вам дали в руки скрипку…
– Ну, в каком-то смысле да. Конечно, это не было мое желание. Трудно представить себе четырехлетнего ребенка, который мечтал бы только о скрипке. Мне повезло. С самого начала обучения я оказался рядом с замечательными учителями, к примеру, с Татьяной Шевцовой, которая провела со мной первые десять лет музыкальной жизни. Ее отношение было таким душевным и таким правильным было обучение, что уже к шести годам я действительно не мог представить себе свою жизнь без скрипки.
– Скрипку в руки берут сотни тысяч детей, а известными музыкантами становятся единицы. В чем секрет?
– Ох… У меня в голове сразу полярные какие-то ответы вертятся… Есть великие педагоги, попасть в обучение к которым – счастье. И наверное, такое обучение больше дает шансов на удачную карьеру дальше… Но нельзя забывать об удаче, таланте. О силе воли и постоянной необходимости работать, работать, тратить время на то, чтобы реализоваться как музыкант. Нет, не могу ответить…
– Если к вам подойдет молодой человек и скажет, что он занимается музыкой и хочет посвятить ей всю жизнь, что вы ему ответите?
– Что не бывает жизни прекрасной, легкой и непринужденной. Ни у кого и никогда. Ни у землепашца, ни у моряка, ни у спортсмена, ни у музыканта. Если он правда готов посвятить жизнь музыке, то надо работать и стараться, а там время покажет.
Кстати, я не люблю слова типа «посвятить жизнь». Может быть, я не очень понимаю их смысл, а может, еще не нашел своего предназначения в жизни и не тем занимаюсь, чтобы сказать, что я «этому посвятил жизнь». Просто люблю то, что делаю. Конечно, бывают моменты, когда очень трудно. Но ты сидишь час, другой, третий над клавиром, потом вдруг что-то случается – и ты понимаешь, что это – озарение, чувство, которое невозможно описать, что играть это надо вот так и что это больше чем жизнь… Я всего лишь тот человек, который старается передать публике замысел композитора, даже не понимая его до конца.
– В вашей жизни присутствует спорт: вы занимаетесь хоккеем. Что дает музыканту спорт?
– Во-первых, это переключение на другой вид деятельности и отвлечение. Я многое люблю, не только хоккей. Нельзя жить чем-то одним.
– А как же руки?
– А что руки? Есть специальная защита, к тому же я не как профессионал играю, а просто для удовольствия.
– Вы побеждали во многих престижных конкурсах, а в этом году стали лауреатом конкурса имени Чайковского.
– Для музыканта победа в конкурсах – это не совсем высшее достижение, не апогей. Для спортсмена, наверное, золотая медаль в первенстве – венец карьеры, зримое олицетворение всех его успехов. Для музыканта же конкурсы важны скорее с точки зрения профессионального роста, а вот главное его признание и достижение – это любовь публики, это концерты, на которых нет ни одного пустого места.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ